Князь Димитрий Романов надеется перевернуть трагическую страницу русской истории
Глава семейного объединения потомков императорского дома рассчитывает, что дети царя будут упокоены в соборе Петропавловской крепости
ПАРИЖ, 20 июля. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Захоронение детей Николая II (1868-1918) позволит "перевернуть трагическую страницу русской истории". Такое мнение высказал ТАСС старший в роду Романовых князь Димитрий Романович. По его словам, он "обрадован решением правительства России", создавшего рабочую группу для исследования и перезахоронения останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии, обнаруженных в 2007 году под Екатеринбургом.
Глава семейного объединения потомков императорского дома надеется, что дети царя будут упокоены в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. "Рядом с родителями и сестрами, - подчеркнул он. - Мы всегда надеялись, что это произойдет".
С момента гибели царской семьи прошло 97 лет. Император Николай II, отрекшийся годом раньше от престола, был расстрелян без суда и следствия в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге вместе с женой и детьми в подвале "дома особого назначения" - реквизированного особняка инженера Ипатьева.
Как напомнил Димитрий Романович, летом 1998 года он представлял родственников на скорбной церемонии в бюро судебно-медицинской экспертизы в Екатеринбурге. "Я стал последним из Романовых, кто видел, как перекладывали в гробы останки Николая II, императрицы Александры Федоровны и трех великих княжон - Ольги, Татьяны и Анастасии", - отметил он.
Князь императорской крови - праправнук по прямой линии Николая I и троюродный племянник последнего царя - Димитрий Романович не может без волнения вспоминать этот "трудный и одновременно важнейший" момент в своей жизни. "Тогда, в Екатеринбурге, я думал не только о судьбе семьи, моих родителях, которым было не суждено вернуться на родину, - отметил он. - Передо мной была вся российская история, сотни тысяч погибших в гражданскую войну".
В июле 1998 года по поручению старшего брата - Николая Романовича, возглавлявшего в то время фамильную ассоциацию, князь сопровождал скорбный груз из Екатеринбурга в Санкт-Петербург на траурную церемонию в Соборе Петропавловской крепости. Спустя восемь лет в эту усыпальницу был перенесен из Дании прах матери Николая II - императрицы Марии Федоровны.
В тот момент Алексей и Мария все еще не были найдены. Но летом 2007 года глава расследования Владимир Соловьев смог сообщить Романовым, что уральские археологи обнаружили под Екатеринбургом останки наследника престола и его сестры. "Тот факт, что останки нашли на Коптяковской дороге, склоняло нас с самого начала верить, что это действительно так", - сказал князь. По его словам, он "всегда с доверием относился к выводам экспертов".
Называя "логичным" выбор Петропавловского собора для упокоения Алексея и Марии, Димитрий Романович напомнил, что все вопросы, связанные с исследованием и перезахоронением останков, "находятся в компетенции рабочей группы". Она была создана ранее в этом месяце по распоряжению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.
Старший в роду Романовых напомнил, что семнадцать лет назад на похороны императорской четы и их дочерей в Санкт- Петербурге - впервые после 1917 года - представители династии смогли собраться вместе. "Некоторые члены семьи проделали путь из Австралии или Калифорнии, чтобы участвовать в этом уникальном событии", - сказал старший в роду Романовых.
"Я обязательно постараюсь приехать на прощание с Алексеем и Марией", - подчеркнул князь, возглавивший минувшей осенью - как старший среди родственников - Объединение членов семьи Романовых. Но прежде он надеется уже в следующем месяце побывать в Крыму, посетить Ливадийский дворец, встретиться с моряками Черноморского флота. Крымская поездка станет одновременно данью памяти почетному гражданину Севастополя, великому князя Николаю Николаевичу, возглавлявшему русские сухопутные и морские силы в Первой мировой войне. Этой весной, по воле родных, прах первого верховного главнокомандующего был перенесен из Франции в Россию.
"Покидая Крым в 1919 году, Николай Николаевич и мой отец, князь императорской крови Роман Петрович, служивший под его началом, видели с борта корабля, как отдаляется родной берег, - рассказал собеседник агентства. - Им не довелось вернуться на родину, но наполненная в Крыму русской землей бутылка как реликвия хранилась в доме все последующие годы".