"Город с читающей молодежью": как в "урановой столице" России растят новое поколение
Глава 3, в которой логопед рассуждает о патриотизме, а учитель математики - о небе над степью
По всему Забайкальскому краю о Краснокаменске, закрытом в советское время, ходили легенды: город - пример развитого социализма с читающей молодежью и не переводящейся на полках колбасой. Снабжение с тех пор наладилось по всей стране, перестав быть предметом зависти, а вот добротное образование в провинциальных городах - по-прежнему дефицит.
В Краснокаменске, который 55 лет назад разросся вокруг Приаргунского производственного горно-химического объединения, входящего в Росатом, сумели сохранить проверенные принципы советской системы образования, дополнив их современными технологиями. Здесь есть и обычные, и специализированные классы, например кадетские и горные. В последних предприятие растит будущие кадры: дети тренируются на симуляторах бульдозеров, погрузчиков и экскаваторов, учатся управлять техникой на горнодобывающих предприятиях. В городе также много спортивных школ, где ребята занимаются плаванием, хореографией, дзюдо, боксом и другими видами спорта.
О том, почему математика помогает в жизни, как воспитать в ребенке настоящий патриотизм и чем увлекаются современные подростки, расскажут наши герои.
Ирина Мирзаева, логопед
Я всегда мечтала быть учителем начальных классов. В 1978 году поступила в Читинское педагогическое училище на дошкольное отделение. После обучения нас распределяли по всей тогда еще Читинской области. Одним из лучших вариантов был Краснокаменск - здесь очень хорошие детские сады.
В 1982 году, когда я переехала, как раз строился 14-й детский сад "Дельфинчик". Поработала в нем воспитателем, потом поступило предложение стать методистом-психологом. Это уже был особенный детский сад, санаторный. Ребята здесь находились круглосуточно. Они спали с открытыми окнами под теплыми одеялами - температура была 8-12 градусов. Кстати, должность психолога тогда только появилась. Это было заманчиво и загадочно.
Профессия психолога - интересная, но только вот отдача не мгновенная. Вот ты работаешь с ребенком, корректируешь его девиантное поведение, нарушение, а результаты быстро не видишь. Когда появилась возможность пройти повышение квалификации, чтобы работать логопедом, я пошла и поняла, что это как раз то, что я искала всю жизнь. Потому что вот они сразу - результаты! И меня затянуло.
В Краснокаменске выстроенная ступенчатая система дошкольного образования. Например, в наш детский сад ходят малыши с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития. У нас сильная начальная школа, дополнительное образование, спортивные школы и секции по хореографии, гимнастике, велосипедному спорту, футболу, карате, дзюдо. И дети показывают хорошие результаты.
У нас есть интересные ребятишки. Но сейчас дети изменились. Наверное, дело в том, что раньше родители уделяли им больше внимания, больше любви, а не оставляли их наедине с телефонами и гаджетами.
Сейчас, с кем бы мы ни встретились, мы говорим о детях, о том, какие они кружки посещают, чем занимаются. Вот, мол, мой ребенок английский язык изучает, в три года читает. А может, не надо ему в три года читать или китайский знать. Ему надо просто играть, общаться, учиться дружить. И сад - это место, где они этому всему учатся.
Говорят, что мы потеряли патриотизм. Но мы его никогда не теряли, потому что всегда воспитывали в детях чувство патриотизма. А начинается оно с малого, когда ребенок приходит из семьи, где мама и папа любят друг друга. У нас есть одна девочка с задержкой речевого развития. Мы с ней все время на занятия идем мимо портрета Владимира Владимировича Путина. Когда она проходит мимо изображения, говорит: "Это президент". И начинает петь гимн России. Она ритм, мелодию держит, хоть и не понимает еще слова. При этом она очень отзывчивая. Научить детей быть хорошими людьми - вот это чувство патриотизма. Любить свой город - вот чувство патриотизма.
Для меня Краснокаменск остался таким же, каким я его увидела, каким я в него влюбилась, когда только приехала сюда. Он уютный, зеленый, красивый. Все рядом, все компактно, мне другого не надо. Мне здесь комфортно, хорошо. Здесь все родное, идешь по любой аллее - это твое.
Те, кто уезжают, обычно с тоской и грустью вспоминают об этом городе. Мы ведь здесь становились как личности. Многие говорили, что люди приезжают сюда зарабатывать деньги. Отчасти это верно - получали квартиры, а в советское время квартиру получить было невозможно и купить ее было негде. Кто-то - да, за рублем, но многие остались.
Конечно, было бы неплохо, если бы город расширился и если бы была возможность, чтобы дети получали высшее образование в Краснокаменске - нам все же нужен вуз. И он скоро появится.
Эльвира Волынкина, преподаватель математики, методист
Мы приехали сюда из Кемерово, когда мне было 12 лет. Здесь служил старший брат мамы. Он строил Краснокаменск и остался тут. Всю жизнь проработал на нашем Приаргунском горно-химическом объединении.
После университета я вернулась в Краснокаменск учителем математики в 1-ю школу, а потом перешла в 7-ю. Каждый год от меня уходят выпускники, и каждый год я им говорю: "Не важно, как вы знаете математику, главное, какой вы человек".
И на уроках я им всегда показываю, что математика - это не сухая наука, а то, что поможет в жизни. Даже экзамен - это не про то, сколько ты знаешь теорем и формул, а про то, как ты можешь найти выход из любой ситуации. И неважно, ты будешь экономистом, юристом или инженером.
В прошлом году у меня был выпускник, который вошел в десятку лучших студентов Горного университета Екатерины Великой в Санкт-Петербурге. Он сказал: "То, что я узнал на ваших уроках в 11 классе, нам дают только на первом и втором курсе". В нашу школу приходит много благодарственных писем из институтов страны.
Кто-то возвращается обратно в Краснокаменск, кто-то - нет, но все всегда помнят свой город и то, что он им дал. Школа дает не только знания, но и опыт. И то, что они получили в работе со мной и другими учителями, с одноклассниками, все это помогло им реализоваться, стать успешными людьми.
Дети сегодня изменились. Мы немножко разные по уровню подготовки, мы уже по-другому воспринимаем мир. Учителю сложно встать на одну ступень с ребенком, не смотреть на него свысока, а говорить с ним на равных. И на равных учатся у нас ребята в 9, 10 и 11 классах. Даже своим семиклассникам я говорю: "Мы всегда с вами можем договориться". Это умение в современном мире - самое главное.
Если вы спросите у 11 класса, какая я, то они скажут, что я строгая, требовательная. Но в Telegram-канале Читы, когда выбирали лучшего учителя математики Забайкалья, ученики и их родители выдвинули мою кандидатуру. Это очень приятно.
В Краснокаменске живут разные люди, но, если они здесь остались, значит, они искренне любят свой город. У меня часто спрашивают: "Вы когда уедете, Эльвира Владимировна?" Я говорю: "Никогда". Как бы я ни любила свой родной Кузбасс, я туда не вернусь. У меня с детства осталось теплое ощущение, когда возвращаешься домой в Краснокаменск на поезде и видишь из окна вагона трубы ТЭЦ как знак, что ты дома.
Правда, мы, как и другие моногорода, очень привязаны к нашему градообразующему предприятию. И у нас задаются вопросом, что же будет, если закончится уран. Я считаю, что государство не забросит такие города. Краснокаменск - это же второй город по величине в Забайкалье. У нас очень высокий уровень образования, культуры, наши ученики поступают в ведущие московские вузы.
Мы затеряны в степи. Если у тебя нет машины, 600 километров до Читы - это непреодолимое препятствие. Только подумайте: в Европе ты можешь несколько государств пересечь, а у нас это лишь часть одного края.
Краснокаменцы не боятся расстояний, очень любят путешествовать. У нас сплошная степь, мы тоскуем по лесу, по воде. Поэтому мы много ездим во время отпуска. Я проехала весь горный Алтай, Приморье.
А самое красивое у нас - это небо. Если спросить у любого, кто уехал из города, по чему он скучает, наверняка ответит, что по небу. У нас оно чистое, голубое-голубое, без облаков, и почти все время светит солнце.
Павел, ученик
Краснокаменск - мой родной город, где я провел юность и сформировался как личность. Этот город подарил мне друзей, новые возможности. Он яркий, привлекательный и современный, постоянно развивается благодаря передовым технологиям. Он молод и полон энергии. Этот город навсегда останется частью меня.
Жизнь Краснокаменска тесно связана с ППГХО. Предприятие активно помогает развитию школ и образованию молодежи. Я, например, принимал участие в исследовании Уртуйского разреза, что помогло мне определиться с будущей профессией. Хорошо, что школа дает такие практические возможности. Ну и наши учителя - они неравнодушные.
Развитие Краснокаменска направлено на то, чтобы мы, молодые специалисты, окончив вузы, вернулись в родной город. Для молодежи здесь открываются большие возможности. Я и сам планирую вернуться.
Мне кажется, сила маленьких городов заключается в их жителях. Люди в Краснокаменске добрые, отзывчивые и открытые. Этот город можно любить за его жителей.