На выставке в Ашхабаде впервые представили обычаи украшения верблюдов
На выставке также представлены доисторические следы дикого верблюда, археологические находки и архивные фотографии
АШХАБАД, 10 июля. /ТАСС/. Выставка "Туркменская древняя традиция украшения верблюдов" открылась в Государственном музее Туркмении в среду, передает корреспондент ТАСС.
На выставке представлены доисторические следы дикого верблюда (в виде гипсового слепка), археологические находки, архивные фотографии, показывающие разнообразное использование верблюдов в домашнем хозяйстве. Однако основная часть экспозиции посвящена украшениям и снаряжению, которые использовались при декорировании свадебного каравана из верблюдов - гелиналыджы. Возраст этих экспонатов 100-200 лет.
Как рассказал журналистам научный сотрудник Государственного музея Туркмении, куратор выставки Алланазар Сопиев, туркменский обычай украшения верблюдов уникален, "потому что ни у одного народа Средней Азии нет таких традиций". "Такая традиция только у нас наблюдается и есть в Египте, но у них почти то же самое, только другие детали, другое оформление. Подобная выставка проводится впервые", - отметил он.
Свадебный караван
Традиционный туркменский караван состоял из ведущей верблюдицы (обычно это было самое красивое и крупное животное) со своими детенышами и еще несколькими животными сопровождения. На верблюдицу надевались самые лучшие украшения и устанавливалось специальное сооружение - паланкин (кеджебе), внутри которого находилась невеста. Кроме паланкина в оформлении дополнительно использовались различные тканые украшения. На шею и голову укладывалась накидка, сшитая из кусочков тканей разного цвета, также верблюд украшался по бокам.
Верблюжат также украшали, а весь караван соединяли специальными веревками с многочисленными цветными кистями. На голову верблюда надевалась уздечка, декорированная вертикальными султанами и свисающими вниз цветными кисточками. В таком виде свадебный караван доставлял невесту в дом жениха.
"Это искусство одно из уникальных составляющих частей богатой народной культуры. Женщины специально под размер верблюдицы ткали ковровые накидки, головные уборы, полотна, которыми украшали паланкин. <...> С каждым из этих элементов убранства была связана народная традиция. К примеру, звучание колокола на шее верблюдицы связывали с символом достатка и благополучной жизни", - пояснила журналистам ответственный секретарь Национальной комиссии Туркмении по делам ЮНЕСКО Чинар Рустемова.
Сохранение традиции
Рустемова добавила, что в настоящее время идет работа с привлечением ЮНЕСКО над тем, чтобы сохранить для будущего поколения древние традиции, связывающие верблюда с жизнью человека.
Алланазар Сопиев согласился с мнением, что обычай оформления свадебных караванов в Туркмении мог трансформироваться под современные реалии и теперь состоит в украшении свадебных кортежей из автомобилей. "Когда я изучал этот вопрос и делал экспедицию в северные районы Туркменистана, там такой момент присутствует: они машину свадебную называют кеджебе, то есть с тех пор это осталось. И у них такая традиция сохранилась: когда они приезжают за невестой, ключи от машины передают младшему брату невесты, и, когда ее забирают, они свои же ключи выкупают у этого мальчика. А в старые времена они ему давали поводок от верблюда, который нес кеджебе. То есть, традиция трансформировалась в новых реалиях, но она живет", - рассказал он, отвечая на вопрос ТАСС.
Юбилейный год
Выставка в Государственном музее Туркмении приурочена к 300-летию со дня рождения туркменского поэта и мыслителя Махтумкули Фраги, который считается основоположником литературного туркменского языка, он родился в 1724 году.
Международная организация тюркской культуры объявила 2024-й годом поэта, его юбилей также включен в список знаменательных дат, празднуемых совместно с ЮНЕСКО в 2024-2025 годах. В связи с юбилеем был утвержден масштабный план праздничных мероприятий в Туркмении и других странах. В республике девиз этого года - "Кладезь разума Махтумкули Фраги".