В этом году 42 школьника из разных регионов России сдали Единый государственный экзамен по трем предметам на 300 баллов. В 2023 году аналогичный результат был лишь у 17 выпускников. В целом, по данным Рособрнадзора, в этом году число школьников, сдавших ЕГЭ на высший балл, превысило 9 тыс.
ТАСС поговорил с тремя 300-балльниками этого года о том, как им удалось достичь такого результата, какие у них планы на будущее и в чем ошибаются критики ЕГЭ.
Мердан Байрамов, выпускник "Медицинского Сеченовского Предуниверсария", набравший 300 баллов по химии, биологии и русскому языку, отметил важность самостоятельной работы и дисциплины. "Успех на 90% зависит от самого ученика", — уверен Мердан, и хотя занятия с репетитором могут быть полезны, но главным является желание и способность работать самостоятельно. "Самым важным во время сдачи для меня было поддерживать спокойствие и "холодную голову", чтобы не ошибиться в пустяках и сохранить способность критически мыслить в стрессовой ситуации. Во многом ЕГЭ — это испытание даже не знаниями, а стрессом", — признается выпускник. Он также рассказал, что справиться с волнением ему помогала любимая музыка и отсутствие больших ожиданий от результатов экзамена: "Я был готов на самые низкие баллы — для меня это не было слишком сильным страхом или вопросом жизни и смерти". Мердан планирует поступать в Первый МГМУ имени И.М. Сеченова, и эта цель стала для него главной движущей силой: "Мощный приток мотивации исходил из мечты стать грамотным, умным врачом, настоящим специалистом, который владеет всеми необходимыми знаниями и умениями, чтобы работать с человеческим организмом, разгадывать его тайны".
Выпускник московской школы №1288 им. Н.В. Троян Берат Караташ, сдавший на высший балл экзамены по обществознанию, английскому и русскому языкам, считает, что ключ к успеху — уверенность в себе: "Стресса во время экзаменов я вообще не испытывал". Берат убежден, что важно не только упорно готовиться, но и уметь отдыхать, чтобы избежать эмоционального истощения: "Должен признаться, я мог бы тратить гораздо больше времени на учебу, однако я прекрасно осознавал, как важно "не выгореть" за два года непрерывной подготовки, поэтому позволял давать себе немного больше свободы". Кроме того, говорит Берат, "очень важно относиться к ЕГЭ с азартом, как к соревнованию. Это позволяет снизить уровень стресса и даже получить некоторое удовольствие от сдачи экзамена". Свое будущее он связывает с юриспруденцией и планирует поступать в МГИМО или МГУ.
Ангелина Фомченкова, выпускница школы №1 города Шимановска Амурской области, сдала на высший балл историю, обществознание и русский язык. Она рассказала, что "на 11-й класс пришлось сместить фокус на подготовку, поэтому другие сферы жизни немного остались без внимания, но я об этом не жалею нисколько. Считаю, что по-другому я бы не сдала на 300 баллов". Выпускница говорит, что не испытывала стресса и волнения во время экзаменов, но результаты ее сильно впечатлили: "Я ожидала по всем предметам 90+, но когда начали приходить сотки одна за другой, то, конечно, у меня была буря эмоций. Когда пришла оценка за обществознание, я даже заплакала, потому что в этот предмет вложила всю душу". Главный совет, который она хотела бы дать школьникам выпускных классов, — это не только составить план подготовки, но и строго его придерживаться. Поступать Ангелина планирует в СПбГУ на юридический факультет.
Все трое школьников сошлись во мнении, что ЕГЭ — справедливый способ оценки знаний. "Критики ЕГЭ не могут адекватно оценить реальность: конкурс на места в вузе очень жестокий, но вместе с тем у всех школьников страны есть возможность поступить, подготовившись к единому, форматному экзамену <…>", — уверен Мердан. Ангелина Фомченкова согласна с тем, "что ЕГЭ критикуют совершенно несправедливо", но, по ее мнению, его можно было бы усовершенствовать, например за счет заданий, оценивающих общий уровень мышления выпускника.