1 АВГ, 16:04

Искусственный интеллект и занятия в Minecraft: как меняется российское образование

Как общемировые образовательные тренды применяют в российских вузах

НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией Ultimate Education провели исследование о том, как к мировым образовательным трендам относятся в России. В нем приняли участие 760 человек: эксперты, инноваторы, студенты онлайн-школ. Они оценили, какие тенденции в сфере образования будут актуальны в нашей стране в ближайшем будущем. ТАСС вместе с МТС Линк (6+) - экосистемой сервисов для бизнес-коммуникаций и совместной работы - комментирует тренды и рассказывает о том, как они отражаются в работе вузов уже сегодня.

Тренд 1. Мультимодальная педагогика

?

Мультимодальная педагогика, в отличие от традиционного подхода к образовательным процессам, ориентируется на различные способы коммуникации. Помимо текстов и лекций, в обучении используют видео и аудио, яркие презентации, даже мемы. А еще - различные инновации: нейросети, виртуальную реальность и другие ИТ-решения.

 

Одна из причин растущей популярности этого тренда - возможность охватить разные типы модальности учащихся. Некоторые лучше запоминают информацию визуально, другие - на слух или через физическое взаимодействие. Так что мультимодальная педагогика способствует доступности и инклюзивности обучения.

 

Среди ярких примеров применения этого тренда - "ожившие" иллюстрации в учебниках: при наведении камеры смартфона картинка прямо на экране превращается в трехмерную модель. Или образовательные онлайн-квесты типа Escape room, где ученикам нужно выбраться из комнаты, решив все задания. А в целом фантазия преподавателя сегодня практически ничем не ограничена: например, некоторые создают занятия прямо в Minecraft.

 

Согласны 58% инноваторов и 34% студентов.

 

Чтобы разнообразить форматы обучения, инноваторы тестируют и внедряют новое программное обеспечение. Например, экосистема МТС Линк дает обширный инструментарий для мультимодальной педагогики, особенно тем учебным заведениям, которые работают в онлайн- и гибридном форматах. Так, в сервисе МТС Линк Встречи можно проводить семинары и практические занятия. А в них, в свою очередь, встраивать интерактивные элементы: выполнение заданий на онлайн-досках, совместную работу над документами. Для лекций, не предполагающих практической работы, подойдет платформа МТС Линк Вебинары, но и в рамках традиционного формата студентов можно вовлекать опросами, голосованиями и тестами. Также преподаватель может создать целый курс в сервисе МТС Линк Курсы. В каждой новой главе такого курса студент сможет встречать новый формат: статью, вебинар, тест или видеоурок с YouTube или Vimeo.

Тренд 2. Взаимопроникновение учебных сред

?

Пандемия коронавируса изменила процесс обучения - в нем укрепился дистант. А после снятия ограничений стал расти спрос на гибридный формат, включающий в себя как очные, так и онлайн-занятия.

 

Теперь привычная педагогика сочетается с технологиями - появляются виртуальные классы и лаборатории, онлайн-курсы, интерактивные мультимедийные ресурсы. Гибридное обучение позволяет и студентам в аудитории, и тем, кто подключается по сети, быть одинаково вовлеченными и активными на занятиях. К тому же увеличивается география и количество учащихся.

 

Этот тренд признают 50% инноваторов и 48% студентов.

 

Решения МТС Линк позволяют объединить онлайн и офлайн и существенно повысить вовлеченность студентов вне аудитории. Например, Высшая школа менеджмента СПбГУ и МТС Линк создали решение для проведения занятий в гибридном формате, которое заменило сервисы Microsoft Teams. Программное обеспечение МТС Линк стало основным компонентом гибридных аудиторий для интерактивных занятий.

 

Ольга Алканова, директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ:

"Современные технологии дают новые возможности для осмысления педагогических практик и опыта, который получают учащиеся. Одним из комплексных технологических решений, привносящих новые возможности в образовательный процесс, стали гибридные аудитории - сочетание инновационного педагогического дизайна, синхронизированного оборудования и программного обеспечения.

Гибрид - один из примеров органичного взаимопроникновения онлайн- и офлайн-сред, одновременное обучение тех, кто находится в кампусе, и тех, кто подключается онлайн, возможность соучастия в учебном занятии с сопоставимыми возможностями взаимодействия с учебным контентом и другими учащимися. Ключевую роль в таких решениях играет качество цифровой среды, развитость цифровых навыков всех участников учебного процесса, хорошие навыки самоорганизации у тех, кто учится удаленно. Но и возможности, которые открывает этот формат, огромны: это и создание сетевых программ и программ академического обмена, и подготовка студентов к работе в распределенных командах, которая, вполне возможно, ждет их в будущем".

 

ВШМ СПбГУ уже сегодня масштабирует свой опыт и внедряет собственную концепцию гибридных аудиторий в других вузах, а МТС Линк предоставляет необходимое программное обеспечение и оборудование для реализации подобных проектов.

Тренд 3. Обучение через вызов как образовательный формат

?

Обучение через вызов - это образовательный формат, который помогает развивать критическое мышление. Суть в том, что учащимся не дают готовую проблему для решения, а предлагают исследовать целую область знаний и найти в ней вызов самостоятельно. Это повышает мотивацию и вовлеченность в процесс.

 

Метод позволяет учащимся погружаться в реальные или приближенные к реальности ситуации, анализировать их и принимать решения. Студенты усваивают теорию и отрабатывают ее на практике.

 

Также этот формат предусматривает командную работу и междисциплинарное сотрудничество. Для учеников проводят, например, кейс-чемпионаты - состязания, где команды участников решают реальные бизнес-задачи, создают свои проекты и получают обратную связь от экспертов, вузов, государства. Такие мероприятия готовят ребят к работе через практико-ориентированный подход.

 

Эксперты вузов подчеркивают значимость проектно-исследовательских работ при прохождении нового материала. Такая механика способствует лучшему усвоению новых знаний, а также позволяет развить soft skills (с англ. гибкие навыки - прим. ТАСС): problem solving (с англ. комплексный подход к решению проблем - прим. ТАСС), креативность и умение работать в команде.

 

В большей степени с трендом согласны студенты - 56% респондентов, а из числа опрошенных инноваторов его поддержали только 31%. Смотрите видео, чтобы узнать об опыте Московского Политеха и Казанского федерального университета, где обучение через вызов внедряется уже сейчас:

' Пресс-служба МТС Линк'

Тренд 4. Педагогика отношений

?

Педагогика отношений акцентирует внимание на продуктивном взаимодействии каждого участника образовательного процесса. Это не только студенты и преподаватели, но и родители, представители администрации, психологи и различные специалисты.

 

Тема взаимоотношений внутри образовательной среды актуальна всегда, потому что ее участники разных уровней порой забывают о целях обучения. Зарождаются разногласия, которые можно разрешить только с помощью разговора.

 

Внедрение тренда приводит к тому, что студент начинает участвовать в составлении своей образовательной траектории, а не только исполняет пожелания педагога. Это в свою очередь положительно влияет на психологическое состояние обучающегося, а также на благополучие коллектива.

 

С трендом согласны 48% инноваторов и только 29% студентов. Это объясняется тем, что педагогика отношений в среде онлайн-образования развивается с опережением других сегментов - потребность в ней у большинства закрыта.

 

У МТС Линк есть корпоративный мессенджер Чаты, который может стать пространством для общения студентов группы или курса между собой и с преподавателями. В Чатах можно вести диалоги, групповые беседы, обмениваться файлами, создавать каналы и даже проводить видеозвонки (как индивидуальные, так и групповые). Все это может способствовать как общению коллектива в рамках проектной деятельности, так и налаживанию межличностных контактов. Совсем скоро в Чатах появится ИИ-помощник, который будет помогать справляться с чтением длинных диалогов и предоставлять их краткое содержание.

Тренд 5. Предпринимательское образование

?

В ближайшем будущем основным требованием компаний к сотрудникам будут такие навыки, как креативность, любознательность, критическое мышление, решение проблем, работа в команде, гибкость, умение рисковать и сильная трудовая этика. Все это пересекается с тем, что называется предпринимательским мышлением.

 

Предпринимательское образование дает знания, необходимые для создания, управления и развития бизнеса и не только. По мнению экспертов, они являются метанавыками, на которые растет спрос. В перспективе прогнозируют увеличение популярности этого тренда. В формате педагогики тенденция имеет сходство с проблемно-ориентированным, проектным и экспериментальным обучением.

 

Евгений Сженов, член общественного совета при Минобрнауки России, научный руководитель экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика":

"Если еще несколько лет назад диалог бизнеса и образования затрагивал прежде всего трудоустройство выпускников, то сегодня вузы, колледжи, техникумы и бизнес-сообщество тяготеют к технологическому партнерству. Образование и бизнес кооперируются еще на этапе разработки программ и продолжают сотрудничество во время их реализации, а также в рамках производственной практики и дополнительного образования. Образовательный процесс сегодня продолжает становиться все более цифровым: в частности, внедряются новые форматы обучения, оценки успеваемости и проверки знаний. Технологическое партнерство с бизнесом дает образовательным учреждениям больше возможностей для продолжения цифровой трансформации. Например, вузы могут изучать опыт компаний и адаптировать разработки, уже внедренные в других сферах, к своим реалиям".

 

Один из примеров реализации такого тренда - российский проект BUSINESSFOX. Он создан для детей и подростков от 5 до 18 лет, которые хотят получить основы финансовой грамотности и предпринимательства, а также для студентов, педагогов и всех, кто планирует повысить уровень знаний в области финансов, инвестиций, накопления, приумножения и сохранения личного капитала. А МТС Линк позволяет студентам осваивать инструменты, которые пригодятся им и в работе. Например, сервис Доски в учебном процессе может применяться для выполнения заданий, в том числе нестандартных, например составления схем и классификаций. Если Доски встраиваются в занятие, преподаватель может наблюдать за тем, как продвигается работа в режиме онлайн. Другой вариант использования Досок - проектная деятельность: благодаря решению студенты получают больше возможностей для структурирования проекта и раскрытия своего творческого потенциала.

 

Навыки работы в Досках пригодятся выпускникам вузов практически в любой компании: умение планировать, визуализировать идеи и работать над проектами в команде даст хороший старт их карьере и конкурентное преимущество при трудоустройстве.

 

Тренд выбрали 39% инноваторов. Часть из них среднего возраста от 30 до 49 лет и с ученой степенью, половина - из сектора НКО, EdTech и бизнеса. Среди студентов тенденцию оценили только 29%.

Тренд 6. Педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде

?

В связи с укреплением онлайн-форматов в образовательной среде стала появляться дистанция между отдельным студентом и прочими участниками обучения.

 

Педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде важна потому, что учащимся необходима поддержка от преподавателей и наставников в образовательном процессе. Она фокусируется на эмпатии и строится на четырех ключевых элементах: моделировании, диалоге, практике и подтверждении.

 

Преподаватели применяют эти элементы для того, чтобы создать комфортную обстановку, лучше узнать учащихся, а это все в свою очередь положительно влияет на самооценку и вовлеченность студентов.

 

Татьяна Федотова, директор по работе с организациями образования МТС Линк:

"Цифровые решения позволяют создавать комфортную образовательную среду не только в кампусе, но и в онлайне. Во время видеоконференций преподавателю сложнее считывать эмоции студентов, но на платформе МТС Линк есть, например, инструмент „огонек“, которым можно поддерживать слова спикера. Любые вопросы учащиеся могут задавать в чате или голосом - преподаватель может вывести их в эфир, увидев реакцию „поднятая рука“. Кроме того, после занятия можно выгрузить график вовлеченности, на котором будет видно, какие части лекции были наиболее интересны студентам, а когда они отвлекались (например, переключались на другие вкладки)".

 

В будущем в педагогике заботы преподавателям сможет помочь искусственный интеллект (ИИ). Например, разработчики в России и за рубежом рассматривают внедрение ИИ в видеоконференцсвязь для считывания эмоционального состояния участников мероприятия. Нейросеть сможет вовремя подавать тревожные сигналы преподавателям, а они в свою очередь обратят внимание на студентов, которые близки к выгоранию и нуждаются в помощи.

 

Также, например, у РГПУ имени А. И. Герцена есть онлайн-курс "Психология педагогического взаимодействия", рассчитанный на преподавателей педагогических вузов и студентов педагогических, психологических и управленческих специальностей.

 

Авторы - педагоги и психологи. На курсе с позиции двух наук рассказывается о педагогическом взаимодействии. Прохождение такого курса поможет его слушателям сотрудничать со всеми участниками образовательного процесса, а также находить выход из трудных профессиональных ситуаций.

 

Тренд признают 35% инноваторов и 36% студентов. Наименее он популярен среди инноваторов с научной степенью - его поддержали только 13% таких респондентов.

Тренд 7. Педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта

?

В 2020-х годах произошел бум генеративного искусственного интеллекта. Сегодня нейросети способны создавать практически любые виды контента, качество зависит только от запроса пользователя (промпта). ИИ активно внедряется в образовательный процесс, в частности, используется для создания презентаций, чат-ботов, текстов, краткого изложения статей.

 

Инструменты ИИ смогут взять на себя многие операционные задачи, которые перегружают преподавателей и студентов. По мере их распространения необходимо обучать школьников и студентов их использованию, а также учитывать этические последствия.

 

Развитие генеративного ИИ в образовании идет очень быстро. Так, OpenAI уже презентовала модель, разработанную специально для школ и университетов - ChatGPT Edu. Решение работает на базе самой продвинутой версии ChatGPT - GPT-4О. Нейросеть может в какой-то степени заменить персонального репетитора, помогает анализировать огромные массивы данных - это может пригодиться при написании выпускных работ. Преподавателям такое решение облегчает научную деятельность, подготовку к занятиям и проверку работ студентов.

 

Элементы генеративного ИИ внедряют и российские экосистемы. Например, МТС Линк умеет генерировать текстовую расшифровку занятий, проведенных на платформе, а также их краткое содержание. Таким образом, после семинара студент и преподаватель получают его краткий план и в будущем смогут быстрее освежить его в памяти. Кроме того, нейросети позволяют не пересматривать запись занятия целиком: к нужной части видео можно перейти, кликнув на нужный фрагмент в текстовой расшифровке. А быстро пересмотреть основные моменты семинара можно с помощью функции видеохайлайтов.

 

С трендом согласны 37% инноваторов и 29% студентов.

 
Реклама. ООО "Вебинар Технологии"

 

Читать на tass.ru