Согласие на обработку данных могут запретить прятать в других документах
В настоящее время согласие на обработку персональных данных зачастую включается в пользовательское соглашение, а также другие документы, размещаемые на информационных ресурсах или предоставляемые офлайн
МОСКВА, 24 июля. /ТАСС/. Группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект об оформлении согласия на обработку персональных данных отдельно от других документов, а также о запрете для продавцов на ограничение доступа потребителя к информации при отказе предоставить личные данные. Документ размещен в думской базе данных.
По мнению одного из авторов законопроекта, первого зампреда комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирины Рукавишниковой, такое решение позволит сократить риски незаконного использования персональных данных граждан. С этой целью в законе "О персональных данных" предлагается установить требование о том, что согласие на обработку персональных данных должно быть оформлено отдельно от иных документов, в том числе отдельно от договоров и других согласий на обработку персональных данных, которые предоставляются в иных целях.
Как пояснила сенатор, в настоящее время согласие на обработку персональных данных зачастую включается в пользовательское соглашение, а также другие документы, размещаемые на информационных ресурсах или предоставляемые офлайн. "Как правило, в таких документах среди значительного объема сведений, не относящихся к вопросам обработки персональных данных, спрятаны условия о предоставлении согласия на обработку персональных данных, в том числе в целях их передачи неопределенному кругу лиц. Также широкое распространение получили пользовательские соглашения, которые считаются заключенными посредством совершения гражданами простых действий - например, входа на сайт или просмотра страницы сайта в сети. Таким образом, гражданин автоматически предоставляет доступ к своим данным, что противоречит закрепленным в законе о персональных данных принципам сознательности и информированности предоставления таких данных", - отметила Рукавишникова.
Кроме того, закон "О защите прав потребителей" дополняется новеллой, которая не позволяет продавцу (исполнителю или владельцу агрегатора) ограничивать доступ потребителя к информации о товарах и услугах "в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные". Исключения составят случаи, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством РФ.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, необходимость введения этой нормы вызвана тем, что в настоящее время предоставление согласия пользователя на обработку его персональных данных зачастую является обязательным условием для получения доступа к информации о товарах, работах или услугах независимо от того, будут ли приобретены такие товары или предоставлена та или иная услуга. "Чаще всего такие ситуации возникают при использовании информационных ресурсов в сфере электронной коммерции. Данная практика приводит к избыточному сбору персональных данных граждан, которые используются по большей части в целях, не связанных непосредственно с процессом предоставления информации о товарах, работах и услугах (направление рекламной и иной информации для продвижения товаров и услуг, спам)", - говорится в документе.
Закон в случае его принятия вступит в силу с 1 марта 2025 года.