Дума приняла закон об обязательном участии РАН в экспертизе учебников
Это касается программ начального, основного и среднего общего образования
МОСКВА, 24 июля. /ТАСС/. Госдума на пленарном заседании приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, предполагающий обязательное участие Российской академии наук (РАН) в экспертизе школьных учебников.
Ранее такую инициативу в Думу внесла группа сенаторов во главе с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Изменения вносятся в законы "Об образовании в Российской Федерации" и "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Закон закрепляет участие Российской академии наук в проводимой Министерством просвещения РФ экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий. Это касается программ начального, основного и среднего общего образования.
Как ранее напомнила глава комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, которая выступила одним из авторов инициативы, до 2019 года РАН проводила научную экспертизу учебников, в рамках которой осуществлялась оценка соответствия содержания учебников современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы. "За время проведения экспертизы ученые-эксперты РАН проделали огромную работу по улучшению качества учебной литературы, что повлияло на систему образования в целом. Сегодня, когда каждые пять лет происходит удвоение базы научных знаний, контроль за содержанием учебной литературы, насколько она соответствует современным научным представлениям, становится особенно актуальным. Не менее важной задачей научной экспертизы является поиск и исправление ошибок и опечаток, допущенных авторами учебников. Накопленный Российской академией наук опыт организации и проведения научной экспертизы учебников необходимо использовать и в дальнейшем", - говорится в пояснительной записке.
Президент РАН Геннадий Красников, выступая на заседании, выразил готовность Академии наук активно участвовать в экспертизе в сотрудничестве с Российской академией образования, не просто анализируя содержание книг, но и учитывая состояние школьников. Он высказал сожаление в связи с тем, что "где-то на рубеже 2015 и 2018 годов" РАН была отстранена от выполнения экспертизы учебников.
"Мы будем комплексно смотреть не только контент учебников, но и <…> дальше мы будем принимать во внимание, в состоянии ли еще школьник освоить этот материал, как это будет влиять на его психологию и здоровье, какие сопутствующие дисциплины даются, чтобы это также помогало освоить материал", - сказал глава РАН. Красников отметил, что у РАН есть для этого "практически все направления - это и психологи, и общественные, и точные науки, в том числе и медицинское отделение".