СМИ: Британский музей и Греция возобновили переговоры о мраморе Парфенона
Как пишет газета Proto Thema, соглашение может включать в себя положения о передаче Греции парфенонского мрамора на 10 лет
АФИНЫ, 30 июля. /ТАСС/. Британский музей и Греция возобновили контакты по поводу вопроса мрамора Парфенона, сообщила газета Proto Thema.
По ее информации, экс-глава британского Минфина (2010-2016) Джордж Осборн, который с 2021 года руководит Британским музеем, в настоящее время ведет переговоры с греческой стороной о заключении соглашения аренды. Как отмечает газета, оно может включать в себя положения о передаче Греции парфенонского мрамора на 10 лет.
Спор вокруг мрамора Парфенона
Бывший британский посол в Османской империи лорд Элгин (1766-1841) получил у правивших в ХIХ веке на территории Греции турок дозволение взять с Акрополя "некоторые обломки камней с надписями и фигурами". С 1802 по 1810 год он переправил в Англию 12 скульптур, плиты с орнаментами и ряд других фрагментов с фронтонов афинского храма Парфенон. В их числе статуя кариатиды из портика храма Эрехтейон. В 1816 году коллекцию похищенных артефактов у него выкупил Британский музей. Таким образом, в Лондоне оказалась почти половина всех скульптур.
Греция специально не сделала точные копии увезенных в Лондон мраморных шедевров, хотя и имеет точные оттиски, полученные от англичан. Все фрагменты, находящиеся в Британском музее, выполнены и демонстрируются в новом музее Акрополя в виде грубых отливок из белого гипса, что намерено подчеркивает отсутствие в едином комплексе важнейших элементов, находящихся вдалеке от родины. Афины добиваются воссоединения в этом музее всей скульптурной композиции Парфенона. Греческие власти неоднократно требовали от Лондона возвращения "коллекции Элгина" как неотъемлемой части национального достояния, но британская сторона отказывает в этом Греции.
27 ноября 2023 года экс-премьер Великобритании Риши Сунак отказался встречаться с главой греческого правительства Кириакосом Мицотакисом после его заявлений телеканалу Би-би-си. В интервью Мицотакис сказал, что хранение половины скульптур Парфенона подобно картине Леонардо да Винчи (1452-1519) "Мона Лиза", которую "разрезали пополам".