6 АВГ, 15:41

ТюмГУ откроет три зеркальных карбоновых полигона в Бразилии, Чили и Узбекистане

Исследователи Тюменского госуниверситета работают в полевых экспедициях в Монголии, Вьетнаме и Эфиопии

ТЮМЕНЬ, 6 августа. /ТАСС/. Тюменский государственный университет (ТюмГУ) совместно с партнерами откроет три карбоновых полигона в Бразилии, Чили и Узбекистане в рамках трека экспертного совета Министерства науки и высшего образования РФ по созданию зеркальных полигонов. Об этом сообщил первый проректор Тюменского госуниверситета Андрей Толстиков.

"Я очень рад сообщить вам, что совместные с нашим университетом полигоны планируются создать в Бразилии, это район Токантинса, это уже Амазония, в Чили и в Узбекистане, в Бухарском оазисе. Сейчас такие договоры уже есть, и мы как раз обсуждаем детали создания полигонов. Скоро будет очередное заседание, климатический форум, конференции ООН по изменению климата (СOP-29) в Азербайджане. Я там планирую быть, как раз представляя секцию биоразнообразия. Мы определимся точно с локацией полигонов и их задачами в этих новых регионах мира для данной тематики", - сказал Толстиков на открытии международной учебно-научной школы ТюмГУ "Zero carbon".

Толстиков добавил, что исследователи Тюменского госуниверситета сейчас работают в полевых экспедициях в Монголии, Вьетнаме и Эфиопии. Он отметил, что вуз готовит кадры для совместных карбоновых полигонов, а также специалистов для тех стран, с которыми сотрудничает, в том числе и по темам, связанным с углеродной нейтральностью или с биоразнообразием.

Он отметил, что изначально карбоновые полигоны создавались для задачи выявления роли отдельных экосистем в поглощении и эмиссии климатически активных газов, на них также возлагается задача по поиску способов депонирования долговременного углерода. Кроме этого, Толстиков добавил, что с точки зрения разнообразия экосистем, которые исследуются на тюменском полигоне, он самый особенный, нахождение биостанции на берегу озера Кучак, позволяет вовлекать в исследования как само озеро, так и болота. Также у полигона есть аграрный трек, в котором исследуется регенеративное, восстановительное земледелие, в котором главная задача состоит в сохранении углерода в почве.

Пилотный карбоновый полигон был создан в Тюмени, в 2021 году в рамках специальной программы министерства науки и высшего образования пилотных карбоновых полигонов для того, чтобы оценить роль различных экосистем России, эмиссии и секвестрации как углерода, так и климатически активных газов в целом. Сейчас полигоны располагаются от Калининграда до Сахалина. В рамках программы школы "Zero carbon" школьники смогут посетить тюменский полигон, познакомиться с исследованиями, которые там проводятся и пообщаться с научными сотрудниками, рассказал Толстиков.

О школе "Zero carbon"

Тюменский государственный университет второй раз проводит международную школу "Zero carbon", в ней принимают участие 100 школьников из 14 регионов России, а также школьники из Казахстана, Латвии и Кыргызстана. В рамках программы, участники посетят передовые лаборатории, побывают на карбоновом полигоне и стеклотарном заводе "Стеклотех".

Для них проведут мастер-классы по созданию искусственной замши из трутовиков, применению биотехнологии для осахаривания различных естественных полисахаридных материалов, созданию биокосметики с нулевым углеродным следом, переработке пластиковых бутылок, мини-ситифермам с микрозеленью - участники научатся создавать компактные системы для выращивания свежей зелени прямо у себя дома. Мастер-классы для них проведут научные сотрудники и студенты МФТИ, специалисты "Физ-тех лицея" им. П.Л. Капицы.

Руководитель центра ТюмГУ "Новое движение" Татьяна Вешкурцева и организатор школы "Zero carbon" также рассказала о том, чему будет посвящено обучение. "Мы решили немножко их сфокусировать на одной тематике, показать более углубленные последствия ответственного потребления, хорошие и отрицательные последствия, и заставить их немножко развернуть свое мышление с точки зрения, какой след оставляет продукт. В первой половине дня у них будут идти лабораторные работы, очень большое количество практик, где они будут изучать био- или химпроцессы, биотехнологии, химические технологии, с позиции того, как внутри процесса можно что-то изменить, чтобы изменилось количество углерода", - поделилась она.

В конце школы участники представят свои проекты по решению задачи уменьшения карбонового следа с помощью тех знаний, которые они приобрели за время обучения.

Читать на tass.ru
Теги