20 АВГ, 12:00

Курская "эвакуационная карусель": как куряне сплотились после атаки ВСУ

6 августа началась массированная атака со стороны ВСУ на Курскую область. Жители приграничных районов, спешно уехавшие из своих домов в пункты временного размещения, оказались в непростой ситуации. ТАСС пообщался с неравнодушными жителями Курской области — теми, кто не только справляется с трудностями, но и помогает другим. В беседе с корреспондентами агентства волонтеры и добровольцы рассказали, почему сейчас как никогда важна помощь фронту, что значит "эвакуационная карусель" и с чем приходится сталкиваться медикам-волонтерам в пункте стабилизации у линии соприкосновения.

"Пора нам снова повоевать"

Даниилу Агурьянову 23 года, но, несмотря на свой молодой возраст, он успел получить приличный военный опыт. Служил в составе группировки российских войск (сил) в Сирии, а в начале 2023 года был направлен на запорожское направление. В районе Угледара Даниил получил ранение и после этого не смог вернуться на фронт. Молодой человек занялся не менее важной работой — поддержкой ветеранов СВО в мирной жизни. Сначала он работал в фонде "Защитники Отечества", а в начале лета возглавил Курское региональное отделение "Юнармии". Когда в Курской области начались бои, поехал в Суджанский район.

"Честно, мы особо и не решались, мы просто собрались и начали делать. Обзванивая своих товарищей, сказал, что пора нам снова повоевать. И поехали в Суджанский район вывозить людей", — рассказал Агурьянов.

Он отметил, что со своими сослуживцами по специальной военной операции они и занялись помощью местному населению.

"Мы знаем, насколько каждая жизнь дорога. Мы не из тех, кто будет критиковать и говорить, что тот сделал неправильно, этот сделал неправильно. К сожалению, это жизнь, и в моменте происходит все. Так мы и начали с шестого числа заниматься этой деятельностью. И сразу же активизировали юнармейское движение для сбора гуманитарной помощи, закупки техники в ПВР", — добавляет он.

Совместно со своей командой, костяк которой составляют ветераны боевых действий, они даже придумали новый вид эвакуации — "эвакуационная карусель", когда автомобили выстраиваются в цепь через каждые 3 км и передают людей на следующий транспорт. По словам ветерана, это значительно упрощает и ускоряет процесс вывоза мирных жителей из опасных районов.  

Говоря о цифрах, Агурьянов рассказал, что всего с начала работы он с группой помог выехать из зоны боевых действий нескольким сотням жителей. Сейчас они совместно с юнармейцами продолжают собирать и развозить гуманитарную помощь, эвакуировать людей из приграничья.

Стабилизировать и отправить дальше

Гражданские медики-добровольцы — те, кто прошел курсы тактической медицины на базе Курской территориальной обороны — создали в 16 км от боевых действий пункт стабилизации раненых.

Как рассказал ТАСС один из инструкторов с позывным Ямал, в центр привозят, а иногда и приносят пострадавших от обстрелов и оказывают первую доврачебную помощь, стабилизируют состояние раненого для его дальнейшей госпитализации.

Ваш браузер не поддерживает видео

"Пункт стабилизации организовали мы, наш инструкторский состав, также ребята, которые проходили у нас подготовку. Нашли здание, договорились с руководством, на добровольной основе они нам предоставили это здание, и, соответственно, силами наших бойцов и нас мы организовали этот пункт. Мы все являемся гражданскими", — объяснил Ямал.

Он уточнил, что за несколько дней работы, особенно в самые сложные первые дни атаки, на счету пункта — 140–150 спасенных жизней. Ранения разные — к ним поступали как с крайне тяжелыми ранениями, так и с легкими.

"Быстро наша группа на носилках доставляет раненого сюда, в пункт оказания медицинской помощи. Соответственно, наши медики здесь уже оказывают первую необходимую медицинскую помощь. У нас задействованы как работники медучреждений, бывшие военнослужащие, так и гражданский персонал, который проходил курсы по медицине конкретно в нашем лагере", — добавил Ямал, отметив, что центр находится достаточно близко к местам, где идут бои, а над ним достаточно часто можно видеть дроны ВСУ, в том числе тяжелые. Спят добровольцы-медики в среднем по два часа в день.

"Они рассказывали о зверствах солдат НАТО"

В стороне не остались и работники образовательных учреждений Курской области, на площадках которых развернули ПВРы для переселенцев из приграничных районов. Они перешли на круглосуточный режим работы. Ректор Курского государственного аграрного университета (КГАУ) Александр Мусьял в беседе с ТАСС поделился, что прожил в кабинете шесть дней, чтобы оперативно оказывать помощь переселенцам.

"Первые двое суток наши земляки, люди, которые вынужденно переселились из приграничных районов, прибывали круглосуточно, мы работали практически 24 часа в сутки — наши студенты-волонтеры, наш коллектив. За первые два дня мы заселили порядка 350 человек, интенсивность потока остановилась, но люди продолжают прибывать: сегодня в нашем студенческом городке в пяти общежитиях проживают 516 земляков, среди них — 125 детей от одного месяца и старше. <…> Я шесть суток жил в кабинете, здесь был круглосуточно, потому что ночью и днем были абсолютно разные ситуации — люди приезжали взвинченные, требовалось личное участие в заселении, чтобы все происходило максимально тактично", — рассказал он.

Руководитель вуза поделился, что для помощи жителям приграничья из отпуска вышли многие сотрудники, в частности работники столовой. "Мы с первого дня обеспечили наших гостей трехразовым горячим питанием. Люди были в непростом эмоциональном состоянии, мы организовали работу кабинетов психологической поддержки, для детей — детские городки, детские мероприятия спортивного, творческого характера. Организовали работу медицинских кабинетов — как для взрослых, так и для детей", — продолжает он.

Мусьял пояснил, что сотрудники и студенты КГАУ помогают ухаживать и за животными. "Есть ряд гостей, которые приехали со своими домашними питомцами, для них организован пункт осмотра и лечения — кошек, собак, есть даже морские свинки", — отмечает ректор.

Собеседник агентства поделился историями тех людей, которые приехали из приграничных районов. "Они рассказывали, как заходили вертолеты, как обстреливали, как прятались в подвалах, как мощно работала артиллерия. Рассказывали, какие зверства допускали украинские солдаты и солдаты НАТО. Истории разные, но все — очень страшные, и наши гости уже больше недели тут, и уже начинаешь видеть спокойные глаза. А вначале на них было страшно смотреть", — добавил Мусьял.

Пункты временного размещения развернуты и в детских лагерях. В одном из таких ПВР, развернутом еще с 2022 года, на данный момент находится 498 человек, 104 из них — дети. "Мы все работаем без выходных, как все началось: все с утра до ночи на рабочих местах, я вообще здесь и ночую, и живу, но помогать надо людям, беда общая. <…> Было по-всякому: кто на машинах, кого привозили. Я даже фотографию сделал: машина приехала вся простреленная, но она, видимо, [пустая] стояла, и по ней прошили очередью. А люди потом доехали", — уточнил директор лагеря.

По его словам, помимо размещения, работники учреждения помогают в оказании медицинской, психологической помощи. "Просьба одна — у нас людей много, если что вдруг, у нас все встанет. Хотелось бы мощный генератор, хотя бы на время", — обратился он с просьбой.

"Курским парням сейчас важнее"

Татьяна Стец занялась волонтерской деятельностью с самого начала специальной военной операции. За это время она стала профессионалом. Конечно, когда на ее родной регион напали украинские войска, работа коренным образом поменялась.

"Разумеется, все волонтерские движения еще больше сплотились. Мы обмениваемся гуманитарной помощью, распределяем ее. В основном ее довольно много по всем трем направлениям. И по переселенцам вынужденным, и по госпиталям, и по работе с бойцами. С бойцами довольно много поддержки. И в самой Курской области мы получаем от благотворителей, от разных объединений. И со всей России едут машины с помощью. Все хотят помочь, и это безумно приятно", — рассказала Стец.

Она добавляет: помогает фронту вся семья. Например, брат ездит в самые опасные районы, чтобы вывезти гражданских или отвезти очередной гуманитарный груз бойцам. "Я стараюсь не отвлекаться на информационную повестку, а выполнять задачи. Моя работа — это получать технические заявки от бойцов. Я сделала упор на то, что может помочь на фронте технически. Это дроны, прицелы, тепловизоры. Мы общаемся со многими подразделениями. Есть бойцы, которые на мотоциклах защищают наши колонны. Если на колонну нападает стая дронов, ребята быстренько выезжают и гасят эти дроны, чтобы максимально обезопасить огромное количество людей. Конечно, и мы, и люди готовы на это сбрасываться, и мы все это делаем", — поделилась она.

Татьяна добавила, что в последнее время все сборы, которые они объявляют своей организацией, закрываются моментально. "Всегда остается важным, что мы должны в тяжелой ситуации себя проявить как люди. И это даже такая наша возможность. И больше стало такой любви и сочувствия друг к другу, сплоченности. Это чувствуется даже на всех пунктах выдачи. Я практически не вижу ни негатива, ни каких-то там толкучек и дележки", — добавила Татьяна.

Говоря о своей команде, она отметила, что сейчас все работают практически без сна и отдыха, даже несмотря на то что у людей есть и своя работа. Каждый после работы приходит в пункты выдачи гуманитарной помощи или на склад, чтобы внести свою лепту в общее дело. Изменилось отношение и у бойцов с других направлений. "Знаете, еще интересно, что с других направлений фронта пишут тоже бойцы, мы же со всеми направлениями работаем, и они все готовы поддерживать Курскую область. Они говорят: "Не-не-не, пусть на Курске, курским парням сейчас важнее". Хотя у нас достаточно гуманитарки, мы можем помочь и тем, и этим ребятам. Но настолько протянута рука помощи и возникает понимание даже среди бойцов, которые друг друга не знают, но сочувствуют и переживают", — подытожила она.

Валерий Стурит, Михаил Скуратов, Алена Пучнина

Читать на tass.ru