Половина зачисленных в вуз по баллам ЕГЭ одобряет современную систему экзамена
При этом каждый пятый опрошенный считает, что поступление по ЕГЭ ему помешало, показало исследование сервиса по поиску работы Superjob
МОСКВА, 3 сентября. /ТАСС/. Каждый второй выпускник университета, поступивший по результатам ЕГЭ, считает, что современная система единого экзамена облегчила его поступление. Об этом свидетельствуют результаты подготовленного для ТАСС исследования сервиса по поиску работы Superjob.
Опрос был проведен с 16 по 26 августа 2024 года во всех округах России, в нем приняли участие 1 тыс. респондентов старше 18 лет.
ЕГЭ стал основной формой итоговой аттестации выпускников 11-х классов 15 лет назад, в 2009 году. Причинами ввода ЕГЭ стали в том числе повышение объективности результатов, формирование системы объективной оценки подготовки выпускников школ, подача заявлений в несколько вузов на несколько направлений подготовки, а также поступление выпускников с периферии в ведущие вузы страны.
"Каждый второй выпускник вуза, поступивший по результатам Единого госэкзамена, выступил с одобрением ЕГЭ: 48% считают, что современная система вступительных испытаний облегчила их поступление. Каждый пятый говорит, что поступление по ЕГЭ скорее помешало ему", - говорится в исследовании.
Отмечается, что россияне с высшим образованием чаще поддерживают ту систему вступительных испытаний в вузы, по которой поступали сами: старшее поколение - вступительные экзамены, более молодые люди - ЕГЭ. Так, больше всего тех, кто поддерживает ЕГЭ, находится в возрастной группе до 24 лет (38%). Негативнее всего к ЕГЭ относятся в возрастной группе 35-44 лет (72%).
Старую систему поступления по результатам вступительных экзаменов считают более простой и понятной 4 из 10 россиян, поступавших в вузы таким образом. При этом 28% из тех, кто поступал по результатам вступительных, говорят о том, что посредством ЕГЭ попасть в вуз легче. "Сдаешь один раз ЕГЭ и выбираешь вуз, в который проходишь по баллам. Можно документы в несколько вузов направить. Не то что в наше время, когда можно попытаться поступить только в один, а если все плохо, то, может быть, найдется парочка вузов, принимающих документы позже остальных", - отмечают опрошенные. Они заметили, что до ввода ЕГЭ многие не могли себе позволить поездку для очной сдачи экзамена в вуз в другом городе. Кроме того, поступающие испытывали непрекращающийся стресс из-за подготовки к сдаче разных экзаменов с разными требованиями, заметили респонденты.
Негатив вокруг ЕГЭ
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе Всероссийского общественного обсуждения вопросов совершенствования ГИА заметил, что причина утраты доверия к ЕГЭ в обществе - в том числе из-за полного доверия регионам и передачи им полномочий по обеспечению объективности экзаменов в 2009-2013 годах. "За эти четыре года ЕГЭ впитал весь негатив. Это списывание, учителя в соседних кабинетах пунктов проведения экзаменов, где они пишут для выпускников, ЕГЭ-туризм. Добила всю ситуацию утечка 2013 года экзаменационных материалов, где было повальное списывание", - отметил он.
С 2014 года началась работа над совершенствованием ЕГЭ. Так, с 2014 года начали вводить видеонаблюдение, общественное наблюдение за экзаменом. Результаты ЕГЭ исключили из перечня показателей для оценки деятельности глав субъектов РФ. С 2019 года введена почерковедческая экспертиза, а также итоговое собеседование по русскому языку. Наконец, по словам главы Рособрнадзора, к 2024 году понятие ЕГЭ-туризм полностью исчезло.
Согласно исследованию Superjob, негатива вокруг ЕГЭ в обществе становится меньше, однако это процесс очень медленный. В августе 2024 года 23% россиян относились к ЕГЭ положительно, 58% - отрицательно. В феврале этого года отрицательных оценок было 63%, в марте 2023 - 66%, в апреле 2022 года - 70% не одобряли ЕГЭ, в 2021 году - 73%.
Говоря о возобновляющихся каждый год дискуссиях об отмене ЕГЭ, один из авторов концепции ЕГЭ, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки (1996-2004), экс-руководитель Рособрнадзора (2004-2008) Виктор Болотов заметил, что никто из инициаторов таких предложений не предлагает реальной альтернативы экзамену. "Все инициаторы дискуссий об отмене ЕГЭ предлагают вернуться к старой практике, которая была очевидно неуспешной - конец 1990-х годов это показал. Никаких альтернатив ЕГЭ они не предлагают - "давайте вернемся назад [в советскую систему сдачи экзаменов]", при этом там не аргументация у них, а сплошной набор спекуляций", - рассказал он ТАСС.