В РФ выросло число обучающихся в форме семейного образования детей
По данным исследования, в прошлом учебном году оно достигло 63,7 тыс.
МОСКВА, 17 сентября. /ТАСС/. Количество детей в России, обучающихся в форме семейного образования, возросло в прошлом учебном году по сравнению с 2016 годом в 12,4 раза - до 63,7 тыс., однако в целом число обучающихся в форме семейного образования и самообразования составляет 0,41% от общей численности обучающихся. Об этом говорится в исследовании Московского городского педагогического университета (МГПУ), посвященном семейному образованию в РФ.
Исследователи проанализировали статистику Минпросвещения России и составили динамику численности обучающихся в форме семейного образования и самообразования с 2016/2017 по 2023/2024 учебные годы. Согласно результатам исследования, численность обучающихся в форме семейного образования за 8 лет выросла в 12,4 раза, составив почти 63,7 тыс. человек, а в форме самообразования - в 6,7 раза, до 6,7 тыс. человек. Уточняется, что в целом по РФ до 2023/2024 учебного года доля детей, обучающихся в форме семейного образования и самообразования не превышала 1% от общей численности обучающихся.
По данным исследования, в 2020/2021 учебном году количество обучающихся в форме семейного образования или самообразования относительно 2016/2017 учебного года выросло более чем в 2 раза: с 0,04% до 0,11%. В 2021/2022 учебном году этот показатель увеличился в 3 раза и составил 0,33%. В прошлом учебном году доля обучающихся в форме семейного образования или самообразования составила 0,41%. "Таким образом, мы видим увеличение спроса на получение школьного образования в форме семейного образования / самообразования после пандемии и его сохранение при отсутствии необходимости в самоизоляции", - резюмируется в работе.
В ней также выяснили, что чаще всего обучение в форме семейного образования выбирали первоклассники 2017/2018 и 2018/2019 учебных годов. Больше половины из перешедших на семейное образование в 2017/2018 году вернулись в школу, перейдя во вторые классы. Значительная доля обучающихся в форме семейного образования / самообразования 9-х классов отмечена в 2018/2019 учебном году - 13,7%, в 2019/2020 учебном году - 13,2 %, в 2020/2021 учебном году - 18,9 %. "Можно предположить, что в первом классе на переход на семейное образование оказывает влияние сложность адаптации первоклассников, а в 9-х классах - переживание семей за результаты государственной итоговой аттестации и возрастные особенности учащихся", - указывается в исследовании. В 11-х классах численность выбравших самообразование почти в 1,5-2 раза меньше, чем в 9-х классах. Исследователи допускают, что причиной этому может быть использование возможностей обучения по индивидуальным учебным планам в школе в 11-х классах.
В число регионов с высоким значением показателя семейного образования на 2023/2024 учебный год входят Москва, Санкт-Петербург, Омская область, Республика Крым, Республика Адыгея, Самарская область, Севастополь, Краснодарский край, Нижегородская область.