23 СЕН, 07:04

ВОГ заявило о снижении качества школьного образования глухих и слабослышащих

Нужно развивать систему специального коррекционного образования и переосмыслить роль русского жестового языка в системе образования детей с нарушениями слуха, считают в отделе образования и трудоустройства Всероссийского общества глухих

МОСКВА, 23 сентября. /ТАСС/. Всероссийское общество глухих (ВОГ) наблюдает резкое снижение качества школьного образования глухих и слабослышащих в России. Нужно развивать систему специального коррекционного образования и переосмыслить роль русского жестового языка в системе образования детей с нарушениями слуха, считают в отделе образования и трудоустройства ВОГ.

23 сентября ежегодно отмечается Международный день жестовых языков (International Day of Sign Languages). Цель Дня - повышение осведомленности общества о значении жестовых языков для лиц с ограниченными возможностями слуха и о проблемах, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.

"Система основного образования пережила оптимизацию, что привело к изменению в подходах обучения глухих и слабослышащих детей, нарушен дифференцированный подход. Мы наблюдаем резкое снижение качества школьного образования глухих и слабослышащих. Необходимо сохранять и развивать систему специального коррекционного образования. Также необходимо переосмыслить роль и место русского жестового языка в системе образования детей с нарушениями слуха", - заявили ТАСС в ВОГ.

Организация поддерживает развитие инклюзивного образования (при котором дети с физическими или умственными ограничениями обучаются вместе с остальными, а не в специальных образовательных учреждениях), но в то же время отмечает, что не каждый неслышащий ребенок, в силу психологического развития и семейного воспитания, готов к инклюзии.

В ВОГ напомнили, что в современном мире в системе образования широко применяют дистанционные форматы обучения, электронные образовательные ресурсы. При этом реалии сегодняшнего дня показывают, что эти форматы образования малодоступны для детей с нарушениями слуха по причине отсутствия сопровождения информации либо субтитрами, либо переводом на русский жестовый язык.

"Например, видеоуроки "Разговоры о важном" в российских школах не сопровождаются субтитрами. Выступления президента России, министра просвещения России часто непонятны детям с нарушениями слуха, и не все педагоги смогут правильно перевести эти обращения глухим и слабослышащим школьникам и студентам. Преимущественно проблема основывается на отсутствии финансирования и целенаправленной государственной политики в доступности дистанционных форматов обучения и электронных образовательных ресурсов", - пояснили в обществе.

Детсады и колледжи

Специалисты ВОГ считают, что сейчас есть острая необходимость в выстраивании целостной системы образования людей с нарушениями слуха - от ранней помощи до получения ими профессионального образования и дальнейшего самосовершенствования в системе непрерывного образования на протяжении всей их жизни.

Кроме того, по мнению организации, в РФ наблюдается неоднозначная ситуация в системе дошкольного образования. "Оптимизационные процессы, запущенные сверху, привели к тому, что исчезают специализированные детские сады коррекционного типа. Страдает качество подготовки детей с нарушениями слуха к школьному обучению, увеличивается число неслышащих детей, которые приходят в школу неподготовленными", - говорится в ответе отдела образования и трудоустройства ВОГ.

Также беспокоит ситуация со средним специальным образованием. "Например, в московском Колледже малого бизнеса № 4, в школьном корпусе 2, где много лет проводится обучение глухих и слабослышащих школьников и студентов, впервые за все годы не набрали ни одной группы из числа неслышащих абитуриентов. К сожалению, создаются такие условия, что глухие ребята не могут поступить в свой родной колледж, увольняются педагоги, владеющие жестовым языком. По сути, мы теряем доступное образование для неслышащих студентов, этой темой тоже нужно много заниматься", - подчеркнули в ВОГ.

Читать на tass.ru
Теги