Ливанов: новые учебники истории обеспечивают единые критерии знаний и свободу творчества
Ученики не будут изучать историю по одним и тем же "лекалам", но получат поддержку в трактовке сложных исторических событий, заявил глава Минобрнауки
ОМСК, 26 августа. /Корр. ТАСС Анатолий Петров/. Новые учебники истории позволяют найти баланс между освоением базового содержания и свободой творчества. Об этом сказал в Омске на традиционном августовском совещании педагогов министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
С первого сентября а учащиеся 5-9 классов начнут учиться по новым учебникам истории, написанным на основе единого историко-культурного стандарта.
"Переход на новые принципы изучения отечественной истории показывает, как можно, с одной стороны, разумно найти баланс между необходимостью освоения общего базового содержания, а с другой - обеспечить свободу творчества, новаций и выбора учебных материалов", - сказал Ливанов.
"Ученики не будут изучать историю по одним и тем же "лекалам". Но, и это самое важное, вместе с учителями они получат поддержку в трактовке сложных исторических событий. Мы будем вместе осваивать общие, единые критерии исторических знаний", - пояснил он.
Министр напомнил, что именно этот подход - разработка учебников на основе единого стандарта - будет в дальнейшем использован для других школьных дисциплин.
Что такое историко-культурный стандарт
Над единым учебником по отечественной истории работало Российское историческое общество (РИО) во главе с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным. В его основе лежит новый историко-культурный стандарт, утвержденный в 2013 году. Он включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень "трудных вопросов истории", вызывающих острые дискуссии в обществе.
Среди таких "трудных мест" - причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина, причины репрессий; оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; оценка СССР в условиях "холодной войны"; оценка периода правления Брежнева и роли диссидентского движения; оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х годов ("шоковая терапия", методы приватизации), причины и последствия побед Ельцина в политических схватках 1990-х годов, а также оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы.