ЦИК принял за основу проект концепции развития ГАС "Выборы" до 2030 года
Глава комиссии Элла Памфилова отметила, что концепция должна быть всегда готова для возможной модернизации в связи с внутренними и внешними изменениями
МОСКВА, 23 октября. /ТАСС/. Центральная избирательная комиссия РФ на заседании приняла за основу проект концепции развития Государственной автоматизированной системы "Выборы" (ГАС "Выборы") до 2030 года. Принятый документ предусматривает расширение применения дистанционного электронного голосования (ДЭГ), а также дальнейшую цифровизацию выборных процедур.
Основой принятого проекта концепции служит цифровая платформа ГАС "Выборы 2.0", создание которой завершено. Как ранее рассказывала глава ЦИК РФ Элла Памфилова переход на новую цифровую платформу состоится с января 2025 года.
"Решение принято", - заявила Памфилова на заседании.
Говоря о новой цифровой платформе ГАС "Выборы 2.0", глава ЦИК России отметила, что самыми сложными аспектами в процессе ее создания были обеспечение ее работы на отечественном софте с российскими средствами защиты. Комментируя концепцию до 2030 года, Памфилова отметила, что она должна быть всегда готова для возможной модернизации в связи с внутренними и внешними изменениями, которые могут повлиять на процесс проведения выборов.
По словам ее заместителя Николая Булаева, принятый документ опирается на концепцию, которая была принята в 2020 году (концепция создания новой цифровой платформы ГАС "Выборы" - прим. ТАСС) и которая была в эти годы реализована.
Как сказал Булаев, основные задачи, которые были поставлены в концепции 2020 года, в основном решены, это предоставление цифровых сервисов для участников избирательного процесса, в том числе в межвыборный период, а также обеспечение доступности голосования по месту нахождения, организация деятельности избиркомов на основе цифровых данных об участниках избирательного процесса, поступающих из информационных систем государственных органов и учреждений.
Помимо этого, ЦИК РФ наладил тесное взаимодействие практически в онлайн-режиме с МВД, ФНС и Минюстом, работая по системе межведомственного электронного взаимодействия. "Создана инфраструктура хранения и обработки данных на федеральном уровне с доступом из всех избирательных комиссий субъектов РФ - это как новая архитектура цифровой платформы", - сказал Булаев. Он добавил, что также за эти годы для избирателей обеспечена возможность проведения дистанционно электронного голосования, по его данным, с 2020 года дистанционно проголосовали более 21 млн человек, а опыт применения ДЭГ имеют 37 регионов.
Бумажный бюллетень - основа избирательного процесса
Говоря об основных моментах новой концепции, Булаев заявил, что она предполагает дальнейшее расширение применения ДЭГ, так как оно наиболее удобно для реализации активного избирательного права. "При этом и в мыслях ни у кого нет отменять голосование бумажным бюллетенем - это основа избирательного процесса, [если он] востребован - значит бумажный бюллетень должен быть, им должны воспользоваться те, кто желает", - сказал он.
По словам заместителя председателя ЦИК РФ, при всей той критике, которая есть в отношении ДЭГ, "нет ничего подобного, что могло бы сохранить активное избирательное право на территории всей страны, а при благоприятных условиях - на территории всего земного шара". Говоря о ДЭГ за рубежом, Булаев напомнил, что его применение ограничивается там искусственно, чтобы оградить систему от большого количества атак.
При этом Булаев не исключил совершенствования действующего законодательства. "Нужно ли совершенствовать законодательство - конечно, нужно. Предложения давайте. И мы, и законодатели будем рассматривать все. Пока предложений конкретных о том, что нужно еще сделать, чтобы усовершенствовать законодательство в отношении ДЭГ, не поступало ни одного. По крайней мере на площадке ЦИК", - отметил он.
Проект новой концепции также предполагает расширение применения электронного голосования (ЭГ) на избирательных участках. "В этом направлении у нас был опыт в 15 субъектах РФ, где ЭГ применялось. Сегодня эту форму голосования приняла для себя Москва, она стала инициатором возобновления и востребованности ЭГ, в связи с этим возникла необходимость и возможность, которая прописана в законодательстве, возможность применения электронных списков избирателей", - заявил Булаев.
Он отметил, что электронные списки избирателей, ЭГ и дистанционное голосование - звенья одной цепи. При этом дистанционное голосование может существовать без электронных списков избирателей, как и ЭГ. "Но если мы говорим об опыте Москвы, где в частности ДЭГ применяется без предварительной подачи заявления, то, конечно, это большой шаг вперед с точки зрения удобства для избирателя и пресечения возможности двойного голосования. В этом направлении нам нужно идти вперед", - сказал Булаев, отметив, что опыт Москвы не надо сразу масштабировать на всю страну.
"Это затратное удовольствие, но, если мы будем масштабировать его на те субъекты, где будут готовы софинансировать это в тех объемах, как делает Москва, то, конечно", - отметил он, добавив, что такие возможности будут содействовать увеличению явки избирателей на выборах, а также будет улучшаться отношение граждан к процессу голосования.