КС РФ признал неконституционными сроки давности по антикоррупционным искам
В случае, если законодатель решит установить такие нормы, они должны существенно превышать общие сроки в 3 и 10 лет, отметили в пресс-службе ведомства
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 октября . /ТАСС/. Конституционный суд России (КС РФ), рассмотрев запрос Краснодарского краевого суда по срокам давности в антикоррупционных исках, пришел к выводу, что общие сроки давности нельзя применить к делам, связанным с обращением в собственность государства по искам прокуратуры имущества, нажитого коррупционным путем. В случае, если законодатель решит установить такие нормы, они должны существенно превышать общие сроки в 3 и 10 лет, сообщили в пресс-службе КС РФ.
"При установлении соответствующих сроков законодателю необходимо учитывать позицию суда: такой срок должен существенно превышать уже установленные (3 и 10 лет), необходимо предусмотреть специальные правила их течения, возможно сочетание различных правовых инструментов", - рассказали в пресс-службе КС РФ.
Без срока давности
Положения ст. 195 и 196, п. 1 ст. 197, п. 1 и аб. 2 п. 2 ст. 200 и аб. 2 ст. 208 Гражданского кодекса РФ, которые регулируют вопросы сроков исковой давности в российском законодательстве, признаны КС РФ противоречащими Конституции в той мере, в которой они позволяют применять сроки исковой давности к искам по взысканию нажитого коррупционным путем имущества. С учетом этого КС РФ указал - теперь в действующем законодательстве сроки, ограничивающие прокуратуру в подаче иска по подобным делам, не установлены, а значит органы вправе обращаться в суды далеко за пределами общих сроков исковой давности.
КС РФ, принимая решение, учитывал баланс частных и публичных интересов в гражданском праве, связанных с основной ролью сроков давности по имущественным искам, возможностью ответчика полноценно представить и доказать свою позицию. КС РФ указал, что публичный интерес в большей степени страдает в случаях, когда совершившие коррупционные преступления лица уходят от имущественной ответственности и фактически обретают возможность сохранить свои незаконно нажитые средства. При этом КС РФ указал, что новый порядок не распространяется на другие иски прокуратуры по изъятию имущества, в том числе связанные с нарушением порядка приватизации.
"Сделанный в настоящем постановлении вывод относится только к исковым заявлениям генерального прокурора Российской Федерации или подчиненных ему прокуроров, содержащим требования об обращении в доход РФ имущества как приобретенного вследствие нарушения лицом <…> требований и запретов, направленных на предотвращение коррупции <…> и не может быть автоматически распространен на решение вопроса о применимости или неприменимости исковой давности к иным, помимо указанных, исковым заявлениям генерального прокурора РФ или подчиненных ему прокуроров, направленным на передачу имущества публично-правовым образованиям или признание их права на имущество, в том числе основанным на нарушении порядка приватизации", - говорится в тексте постановления КС РФ
История вопроса
Поводом для проверки конституционности положений Гражданского кодекса в части сроков давности стал запрос Краснодарского краевого суда, на рассмотрении которого находится дело экс-инспектора аппарата полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Андрея Коровайко. Прокуратура требует взыскать с него и его сообщников из числа чиновников и предпринимателей в доход государства 22 хозяйственных общества общей стоимостью 9 млрд рублей, ответчики указывают на применимость в их деле сроков давности.
Согласно тексту запроса, Коровайко, занимавший в первой половине 2000-х годов различные посты в полпредстве президента РФ в ЮФО с существенными полномочиями использовал свое служебное положение для захвата чужих бизнесов и создания собственных. При помощи силовиков он вмешивался в работу доходных компаний, входил в управление ими и оформлял доли на своих родственников и доверенных лиц. В коррупционной схеме участвовали судьи Арбитражного суда Ростовской области, жена полпреда президента в ЮФО и сам полпред Виктор Казанцев (умер в 2021 году)
В 2024 году решением Каневского районного суда Краснодарского края требования Генпрокуратуры по взысканию активов были удовлетворены, однако в апелляционной инстанции решение было обжаловано. Экс-чиновники и их представители аргументировали требования отказать в удовлетворении иска прокуратуры сроками давности. По их мнению, иск носит материальный характер, и применимые к таким искам сроки давности уже истекли. Противоположная позиция заключалась в том, что, так как коррупционные преступления носят публичный и общественно опасный характер, сроки давности по взысканию имущества по ним не применимы.