В РАО рассказали, что может измениться после принятия филологической концепции
"Программы по литературе требуют пересмотра оснований для отбора содержания и серьезной разгрузки", - заявили в Российской академии образования
МОСКВА, 2 сентября. /Корр. ТАСС Кристина Сулима/. На уроках русского языка должна изучаться не только письменная, но и устная речь, программы по литературе перегружены и нуждаются в пересмотре содержания. Изменить ситуацию призвана концепция филологического образования, которая сейчас разрабатывается при активном участии Российской академии образования (РАО).
Русский язык
"Программы по русскому языку в школе традиционно фокусируют внимание учащихся на вопросах устройства русской языковой системы в ущерб речевому развитию. Изучение языка и обучение владению речью должно быть сбалансировано в процессе обучения и требует разных методических подходов", - сказал ТАСС заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк.
По его словам, разработчики концепции пришли к выводу, что программы по русскому языку должны состоять из трех основных блоков: изучение русского языка как системы, включая фонетику, лексику, грамматику и т.д., овладение навыками речевой деятельности, формирование грамотности устной и письменной речи. "В настоящее время школа предъявляет русский язык почти исключительно в письменной форме", - подчеркнул Басюк.
Литература
Зампрезидента РАО также отметил, что сейчас программы по литературе в школе серьезно перегружены. "Литература относится к разряду дисциплин, в которых содержание ежегодно "прирастает", количество же часов если не сокращается, то остается неизменным", - сказал Басюк. В качестве примера он привел девяностые годы, когда в школу хлынул поток произведений писателей-эмигрантов, репрессированных, запрещенных в советское время писателей ХХ века.
"Программы по литературе требуют пересмотра оснований для отбора содержания и серьезной разгрузки. Количество произведений должно быть приведено в соответствие с реально существующими в школе часами на их изучение и чтение", - считает Басюк.
Другой серьезной проблемой, по его мнению, является возрастное несоответствие изучаемых произведений. "Чем дальше, тем больше становится разрыв между психологическим возрастом школьника и уровнем текста, который ему предлагается. При отборе содержания программ должен учитываться изменившийся психологический статус современных детей и подростков, существенно отличающийся от психологического статуса их сверстников ХХ века, откуда родом родители и педагоги", - указал зампрезидента РАО.
Разработчиками концепции предлагается при отборе произведений для программы особое внимание обращать на современную детскую и подростковую литературу, которая в условиях традиционной программы почти совсем не представлена в школе. "Именно эта литература актуальна для детей и подростков, "цепляет" их, она может стать мостиком к классике, именно на ней удобнее формировать потребность в чтении у нечитающих подростков", - отметил Басюк.
"В целом концепция подчеркнет, что литература в школе берет на себя важнейшую функцию формирования эстетического чувства в человеке, а русский язык является стержнем, формирующим культурное и образовательное пространство страны", - заключил зампрезидента РАО.