Заслуженный учитель РФ Ямбург: уберечь детей от мата не удастся
Член-корреспондент Российской академии образования отметил, что необходимо прививать культуру через "чтение Чехова, Пушкина, Достоевского, Лермонтова"
МОСКВА, 7 ноября. /ТАСС/. Запретить или уберечь детей от мата нельзя, необходимо прививать культуру с помощью правильной литературы. Такое мнение в разговоре с ТАСС выразил заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Евгений Ямбург.
Во вторник президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по поддержке русского языка и других языков народов России указал на то, что мат остается частью русского языка и бороться с его повсеместным употреблением можно, лишь повышая общую культуру.
По словам заслуженного учителя РФ, уберечь подрастающее поколение от мата нельзя, поскольку "это разлито в воздухе". "Вот смотришь, гуляет мама с ребенком, а ребенок закапризничал, она его таким матом покроет. Он это запоминает. Поэтому просто запретами [искоренить мат] не удастся. Это [возможно через] воспитание фундаментальных основ культуры, чтение Чехова, Пушкина, Достоевского, Лермонтова", - сказал Ямбург.
Он также отметил, что мат является серьезным явлением русской культуры и к нему "легко относиться нельзя - запретить или разрешить". "Он [мат] очень давно на Руси, еще даже до монголо-татарского ига, потому что мы это находим в новгородских берестяных грамотах еще до того, как монголы завоевали Русь. Мат есть в каждом языке, только такой экспрессии нет", - добавил он.
Говоря о том, стали ли современные школьники чаще использовать нецензурную лексику, эксперт отметил, что при учителях дети себе такого не позволяют. "Когда я разговариваю со старшеклассниками, я говорю, что мат надо заслужить, это такой русский вой, когда [происходит] предельное напряжение сил. Позволено [его употреблять], например, между мужчинами в своей компании, тем более прошедших фронт, Афган, между мужчинами, которые прошли сейчас СВО. Но в присутствии женщин и детей нормальные люди никогда себе этого не позволяют", - заключил заслуженный учитель РФ.
Филолог, заслуженный учитель РФ Лев Соболев в разговоре с ТАСС отметил, что при нем школьники не позволяют себе материться. Говоря об использовании мата в целом, он отметил, что есть некоторые ситуации, когда такая лексика уместна. Другое дело, когда нецензурные слова используются людьми уже на постоянной основе. "Есть ситуации, в которых матерные слова, грубо говоря, уместны. Таких ситуаций немного, но они есть. И гораздо больше ситуаций, когда человек пользуется матерными словами как служебными. Мы знаем много людей, которые без этого служебного слова обойтись не могут. Мне кажется, что это показатель низкой речевой культуры, но это не единственный [ее] показатель", - сказал Соболев.
Повышение уровня речевой культуры
Мат всегда был частью языка, отметила доктор филологических наук, профессор школы филологических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Мира Бергельсон. "В данном случае под культурой речи я бы понимала различение контекстов. Умный человек и человек, который хорошо владеет навыками коммуникации, знает, с кем, о чем, когда и как говорить. То же самое касается и мата", - сказала она, отметив, что необходимо поместить его в те границы, в которых должна находиться экспрессивная грубая лексика. Сделать это нужно через повышение коммуникативной культуры, добавила эксперт.
Понятие языковой нормы, по ее словам, очень сильно зависит от поколения. "У меня есть ощущение, что молодежь значительно шире, чем было во времена моей юности, употребляет мат, для нее это все-таки гораздо менее табуированная вещь", - отметила доктор филологических наук. При этом профессор заметила, что в ее присутствии студенты мат не употребляют.
"Когда через слово человек вставляет какое-то матерное слово, как мы часто слышим на улице от, на первый взгляд, малокультурных людей, как раз говорит о том, что у них нет средств выражать свои эмоции более различительно. Это признак достаточно низкой культуры", - добавила Бергельсон. Поэтому повышение культуры речи и общей культуры позволит человеку выражать свои эмоции более дифференцированно, заключила профессор.