Ректор МПГУ предложил ввести дошкольный интенсив по русскому для детей мигрантов
Подготовка должна быть бесплатной, отметил Алексей Лубков
МОСКВА, 7 ноября. /ТАСС/. Проблема невладения детьми мигрантов русским языком как языком обучения за год интенсивной работы с ними может быть практически полностью устранена. Поэтому в РФ должна быть создана возможность бесплатного интенсивного изучения таким ребенком русского языка до поступления в школу, а обязательство мигрантов отправлять своих детей на соответствующую подготовку должно быть закреплено нормативно, считает ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ), академик Российской академии образования Алексей Лубков.
"Прежде всего, должна быть создана возможность интенсивного изучения ребенком русского языка до поступления в школу. За один год интенсивной работы с ребенком-инофоном (для которого русский язык не является родным) проблема невладения русским языком как языком обучения может быть практически полностью устранена", - сказал ректор МПГУ ТАСС.
По его мнению, обязательство отправлять детей на такую подготовку должно быть закреплено нормативно для тех трудовых мигрантов, которые въезжают в страну с семьей, с несовершеннолетними детьми. "Моя принципиальная позиция - такая подготовка должна быть бесплатной для семей, потому что она является залогом дальнейшей нормальной интеграции ребенка в российскую образовательную среду и снижает нагрузку на российскую школу и педагогов по обучению этих детей русскому языку в смешанных классах", - подчеркнул Лубков.
Он отметил, что соответствующее обучение может проходить в специальных подготовительных группах при школах или при центрах дополнительного образования. Важно, чтобы в них работали педагоги, владеющие методикой преподавания русского языка как иностранного, заметил ректор университета. Группы могут быть разновозрастными, но при составлении учебных программ надо учитывать возрастные особенности. Поэтому рекомендуются группы на 6-8 лет, на 9-12 лет и отдельно - для подростков, уточнил он.
Также желательно, чтобы учителя других школьных предметов, не только русского языка, владели элементами методики "русский как иностранный" и умели интегрировать эти элементы в учебный процесс. Например, при подготовке к ГИА ребенок может неплохо знать предмет, но из-за слабого владения языком показывает низкий результат, заметил эксперт.
Во вторник на заседании Совета по русскому языку и языкам народов РФ президент Владимир Путин поручил создать федеральный алгоритм работы с детьми мигрантов, которые не владеют или слабо владеют русским языком.
Дополнительные занятия в школах для детей мигрантов
Для тех, кто уже учится в российской школе, следует организовать дополнительные занятия по русскому языку как иностранному во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования, отметил Лубков. По его словам, на первом этапе важно сделать так, чтобы ребенок заговорил по-русски и вступил в коммуникацию с учителем и одноклассниками, преодолел языковой барьер, начал слушать, слышать и понимать русскую речь. "Пусть вначале он отвечает с грамматическими и речевыми ошибками: главное - отвечает. И только на втором этапе начинается активная работа над лексикой и грамматикой: здесь тоже есть много интересных методических приемов, например, выполнение заданий по образцу, пересказы с опорой на картинки и ключевые слова и тому подобное", - добавил он.
Также важной составляющей алгоритма работы с детьми мигрантов, которые не владеют или слабо владеют русским языком, должна быть подготовка учителей, отметил Лубков. Так, для уже работающих учителей это должно быть массовое повышение квалификации, в том числе по методике "русский как иностранный" и по технологиям социализации, взаимодействия с родителями с миграционной историей, социальной и культурной адаптации обучающихся. Для будущих педагогов - студентов педагогических вузов соответствующая подготовка должна быть интегрирована в учебные планы образовательных программ, заметил Лубков. Он уточнил, что подробные рекомендации по этому поводу уже разработаны в МПГУ и переданы в Минпросвещения и Минобрнауки России.