Эксперт Терелянский: современные видеоигры не помогают в учебе IT-специальностям
Доктор экономических наук отметил, что для того, чтобы становиться специалистом в отрасли, необходимо знать на продвинутом уровне вычислительную математику, логику и электротехнику
МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/. Тенденция, связывающая увлечение компьютерными играми со знанием аппаратно-программной части вычислительных машин, действительно прослеживалась в первые годы развития индустрии. Сейчас же программный установщик делает за игрока все сам, поэтому увлечение играми не поможет стать хорошим специалистом в IT, рассказал ТАСС доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, заместитель начальника управления цифровой трансформации РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Терелянский.
По словам Терелянского, в первые годы развития индустрии компьютерных игр действительно прослеживалась некоторая тенденция, связывающая увлечение играми со знанием аппаратно-программной части вычислительных машин. Потому что для того, чтобы настроить и запустить такую игру, нужно было обладать достаточно продвинутыми умениями по управлению всеми ресурсами ЭВМ - от менеджеров памяти до настройки сетевых соединений, отметил он. Кроме того, некоторые расширения или "моды" игры писались самими игроками-энтузиастами, заметил эксперт.
"Сейчас же игра - это коробочный "закрытый" высокотехнологичный продукт, и основная концепция инсталляции игры описывается идеей одного нажатия - нажал на кнопку (или ссылку) и забыл, программный установщик сделает за игрока все сам. Безусловно, постоянное взаимодействие с играми и гаджетами делает их для абитуриента привычными рутинными вещами, с которыми начинают управляться на "интуитивном" уровне, но информатика - это, прежде всего, умение работать с абстрактной информацией, представленной в виде алгебраических формул или же электротехнических схем. А игры и гаджеты сейчас не имеют никакой связи с таким представлением информации", - подчеркнул Терелянский.
Он отметил, что для того, чтобы становиться специалистом в IT, необходимо знать на продвинутом уровне вычислительную математику, логику, электротехнику, полупроводниковую схемотехнику и физику. А увлечение играми на этом этапе, напротив, становится вредным, так как просто сокращает время, которое можно было бы потратить на изучение этих дисциплин, заметил он.
Говоря о популярности информатики среди российских школьников, эксперт привел данные Рособрнадзора. Так, ЕГЭ по этому предмету в 2024 году выбрали около 20% от общего числа выпускников - 143 тыс. человек. Это второй по популярности предмет после обществознания. С 2020-го года ЕГЭ по информатике стали выбирать в 1,5 раза чаще. При этом порядка 15 тыс. учеников набрали больше 80 баллов, а 124 выпускника сдали ЕГЭ по информатике на 100 баллов. В целом за пять лет количество сдавших ЕГЭ по информатике увеличилось более чем на 60 тыс. человек, при этом средний балл снизился почти на 8 баллов - с 62,4 в 2019 году до 54,49 в 2024 году.
4 декабря в России неофициально отмечается День информатики. В этот день в 1948 году Государственный комитет Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал изобретение ученых Исаака Брука и Башира Рамеева, получившее название цифровая электронная вычислительная машина.