Дальнобойщики протестуют против введения платы за проезд по федеральным трассам России
Как ранее заявляли представители "Росавтодора", введение сбора позволит формировать специальный фонд, средства которого пойдут на ремонт дорог, разбиваемых грузовиками
МОСКВА, 11 ноября. /ТАСС/. В регионах России водители большегрузных автомобилей провели акции протеста против взимания платы с грузовиков весом от 12 тонн, которое начнется 15 ноября. Акции с участием сотен фур прошли в Подмосковье, под Новосибирском, в Карелии, Удмуртии, Белгородской области и других регионах, сообщили корреспонденты ТАСС.
По их оценкам, среди дальнобойщиков и профсоюзов водителей преобладает стремление договариваться с властями о плавном и постепенном повышении сбора за проезд по трассам большегрузов.
Встали на обочине, движение не перекрывалось
Свыше 300 новосибирских дальнобойщиков заняли обе обочины на федеральной трассе Р-254 под Новосибирском в знак протеста против введения платы за проезд по федеральным трассам. Машины растянулись более, чем на километр, передал корр. ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков, организовавшей акцию, Дмитрия Сердцева.
Акция прошла без происшествий. Порядок на дороге обеспечивали сотрудники ГИБДД, однако прокомментировать акцию в ведомстве оперативно не смогли.
Более 150 водителей большегрузов встали на "аварийку" на трассе "Москва - Крым" в Белгородской области. Свободными для движения транспорта остались по одной полосе в каждом направлении, сильного затруднения движения нет, передает корр. ТАСС. В случае введения сбора за проезд по федеральным трассам дальнобойщики грозятся не выйти на работу с 15 ноября.
Как сказал ТАСС координатор акции в Белгородской области Сергей Коротков, вводимая система взимания платы не протестирована: то есть при малейших неполадках водителям грозят огромные по меркам дальнобойщиков штрафы, заметил он.
Около 50 грузовых и легковых автомобилей выстроились с включенными аварийными сигналами на обочине дороги на выезде из Ижевска, сообщили корр. ТАСС в пресс-службе МВД по Удмуртии. По данным МВД, общественный порядок во время акции протеста не нарушался. "Не допущено никакого перекрытия автотрасс, они постояли на обочине и разъехались", - пояснили в полиции.
Более 60 большегрузных фур встали вдоль обочин федеральной трассы "Кола" на выезде из Петрозаводска. Колонна автомобилей рядом с постом ГИБДД растянулась на несколько сотен метров. Трассу в момент акции не перекрывали, подтвердил с места события корр. ТАСС. На месте дежурили сотрудники ГИБДД и полиции. Нарушений общественного порядка зафиксировано не было.
"В таком сыром виде ситуация закончится массовыми протестами"
Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков выступает за отмену платы за проезд грузовиков по федеральным трассам. "Я считаю позицию правительства и Минтранса, шаг, который сделан, неправильным. Он требует моратория, заморозки, отмены этого решения", - заявил он журналистам.
По мнению депутата, "надо найти консенсус, надо отработать всю методику, весь алгоритм получения разрешения, оплаты стоимости, логистики и так далее". "В таком сыром виде ситуация закончится просто массовыми протестными акциями, имеющими последствия для многих", - считает он.
Правительство пошло на уступки
Во вторник стало известно, что премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, смягчающее условия для перевозчиков. Согласно ему, до 29 февраля 2016 года за один километр проезда по федеральной трассе будет взиматься 1,53 рубля, а до конца 2018 года - 3,06 рубля.
Однако, по мнению председателя Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслава Трунаева, "это - не шаг навстречу". "Фактически, нам сказали: "Ребята, мы убьем вас не сегодня, мы убьем вас послезавтра".
Перевозчики не выступают за безоговорочную отмену платы за проезд по федеральным трассам. По словам Трунаева, они хотят, чтобы систему сначала протестировали хотя бы полгода в каком-нибудь регионе, снизили плату (летом федеральное Минэкономразвития подсчитало, что для формирования необходимого фонда достаточно будет собирать по 97 копеек за километр) и сумму штрафов (с 400 тыс. до 50 тыс. рублей), ввели постоплатную систему расчета и выдали водителям аппаратуру для подсчета километража.
Сборщик денег - "Платон"
В системе сбора платы за проезд грузовиков весом свыше 12 тонн "Платон" зарегистрировалось более 300 тыс. пользователей, рассказал накануне глава Росавтодора Роман Старовойт в эфире телеканала "Россия 24".
С 15 ноября 2015 года вводится плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения грузовыми автомобилями, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Контролировать передвижение грузовиков по федеральным трассам будут ста автомобилей с оборудованием фото- и видеофиксации, а также расположенные на дорогах конструкции станционного контроля. Инфраструктуру для взимания платы будет создавать коммерческая структура "РТ-Инвест транспортные системы", учрежденная специально для этих целей.
Планируется, что сбор платежей принесет 40 млрд рублей в Федеральный дорожный фонд. Эти деньги будут потрачены на ремонт федеральных дорог, разбиваемых грузовиками.
Штрафы будут взиматься с 1 мая
Штрафы за неуплату сборов за проезд грузовиков по федеральным трассам будут взиматься в РФ с 1 мая 2016 года. Об этом сообщила пресс-служба Минтранса РФ со ссылкой на слова первого замминистра Евгения Дитриха.
Система взимания платы полностью готова к запуску, отметили в Минтрансе. "При этом принято решение, что с момента запуска системы (15 ноября) штрафы за невнесение платы будут взиматься только на территории Московской области. На дорогах всей Российской Федерации штрафы будут взиматься только с 1 мая 2016 года", - отметил Дитрих.
Общественники предлагают договариваться
Глава "Союза автомобилистов Белогорья" Леонид Каплий рассказал ТАСС - каким ему видится разумный компромисс с властями. В первую очередь, считает он, необходимо собрать подписи и выдвинуть конкретные требования. Самое разумное сегодня - договориться с правительством о постепенном повышении предлагаемого сбора, пояснил он.
"Мы понимаем, что мера, принятая федеральным правительством, вынужденная. Наибольший урон дорогам сегодня наносят именно многотоннажные фуры, - говорит Каплий. - И поэтому единственный вариант урегулирования конфликта - поиск компромисса: важно сегодня предложить федеральным властям вводить плату за проезд большегрузов по федеральным трассам постепенно. Скажем, раз в квартал, повышая ее на незначительную сумму. Таким образом удастся и привлечь средства на ремонт и содержание дорог федерального значения, и избежать социального напряжения", - уточнил глава общественной орагнизации.
По его словам, после сбора подписей письменное обращение Союза автомобилистов будет направлено правительству России.