Ливанов: система бюджетных мест в вузах определяется их востребованностью в экономике
Несколько лет назад, отметил министр, такие решения принимались, исходя из определенных догадок и гипотез. Сейчас действует четкая система мониторинга трудоустройства
МОСКВА, 1 декабря. /ТАСС/. Перераспределение бюджетных мест в российских вузах определяется их востребованностью экономикой и социальной сферой. Об этом сказал глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов в интервью, опубликованном на сайте "Комсомольской правды".
"Мы увеличиваем год от года, незначительно правда, количество бюджетных мест на первом курсе. При этом количество выпускников 11-х классов с каждым годом уменьшается. Таким образом, повышается доступность бюджетного высшего образования. Перераспределение бюджетных мест происходит в сторону направлений подготовки, которые востребованы экономикой и социальной сферой. Это инженерное дело, медицина, информационные технологии, педагогика", - сказал Ливанов.
Несколько лет назад, отметил он, такие решения принимались, исходя из определенных догадок и гипотез. Сейчас действует четкая система мониторинга трудоустройства.
"Вместе с Пенсионным фондом мы можем выяснить в отношении каждого выпускника вуза: удалось ему в течение года после завершения обучения устроиться на работу или нет. Если да, то какой размер его среднемесячной заработной платы. Эта система ежегодно охватывает около 1,2 млн выпускников вузов. По анализу выпуска 2013 года, у нас в среднем уровень трудоустройства 75 %. Скоро будет анализ выпуска 2014 года", - сообщил он.
Самый высокий уровень трудоустройства и заработной платы - у тех, кто закончил инженерно-технические направления, подчеркнул Ливанов.
"Да, есть люди, которые, закончив технический вуз, не могут трудоустроиться. Но статистика говорит, что ребята с такими специальностями трудоустраиваются не только чаще, чем другие, но и имеют и более высокий уровень оплаты труда", - сказал глава ведомства.
Кроме того, напомнил Ливанов, существует целевой прием в вузы, когда при поступлении на бюджетное место человек заключает соглашение, которое предполагает выплату ему повышенной стипендии за время обучения и гарантированное трудоустройство после завершения. "Сейчас много таких договоров в педагогике и медицине, растет их число по техническим направлениям", - отметил он.
"Думаю, механизм целевой подготовки нужно использовать более активно. Но к обязательному распределению, как это было в Советском Союзе, мы вряд ли вернемся. Ведь это была часть более общей системы плановой экономики. В рыночных условиях такая система не действует", - сказал Ливанов.
Разделять русский язык на базовый и профильный уровни в ЕГЭ не нужно
Ливанов высказался против разделения ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни по аналогии с математикой, где такое разделение предусмотрено.
"Русский язык - государственный язык, это средство общения, объединяющее нашу страну. Любой человек, заканчивающий школу, должен знать русский язык на необходимом уровне для своего личностного и профессионального развития. Поэтому, я уверен, разделять русский язык на базовый и профильный уровни в ЕГЭ не нужно", - сказал Ливанов.
Министр сообщил, что до конца года ведомство рассчитывает утвердить новую концепцию школьного филологического образования, разработанную под руководством президента Российской академии образования Людмилы Вербицкой.
"Вообще, ЕГЭ очень сильно изменился за последнее время. Становится больше заданий, которые максимально приближены к тем, которые раньше были и на выпускных экзаменах в школах, и на вступительных экзаменах в вузах. Более того, вводится устная часть. Сейчас она есть в ЕГЭ по иностранным языкам. Мы прорабатываем вопрос ее введения в других экзаменах, прежде всего, в русском языке", - сказал Ливанов.
В ведущих вузах РФ создадут сеть центров передовых математических исследований
Министр отметил, что в ведущих российских университетах создадут сеть центров передовых математических исследований, начата программа подготовки федеральных профессоров по математике.
"В ведущих университетах создается сеть центров передовых математических исследований. Сюда будут приезжать лучшие математики со всего мира", - сказал Ливанов.
Глава ведомства отметил, что математику в стране и раньше преподавали на высоком уровне. "Мы сохранили завоевания, которые были в Советском Союзе. Например, сеть физико-математических школ. Но мир развивается, и нам тоже надо двигаться вперед. Вот и было решено, что делать дальше. Начиная с изменения содержания заданий в ЕГЭ и введения всероссийских проверочных работ после 4-5 классов, заканчивая развитием высокой математической науки", - отметил он.
"Важно было выбрать приоритеты, решить, что и как развивать в первую очередь. Сейчас мы запустили программу поддержки кафедр и факультетов математики в вузах. Начали программу федеральных профессоров по математике. Их будет для начала 60 или 70 по всей стране. Это потребовало дополнительных денег, но они относительно небольшие", - сообщил Ливанов.
Он пояснил, что федеральный профессор - это "человек, который преподает математику студентам и получает высокую зарплату, более высокую, чем обычный вузовский преподаватель. Потому, что он прошел серьезный конкурс, доказал свой высочайший уровень". Грант он будет получать в течение всего срока своей трудовой деятельности.
Цель программы в том, чтобы на кафедры и факультеты математики пришли люди "с высочайшим уровнем квалификации, которые будут учить студентов", подчеркнул Ливанов.