Путин: проблемы образования и здравоохранения никогда не должны уходить на второй план
Развитием этих сфер нужно заниматься постоянно, заявил президент РФ на заседании Госсовета
МОСКВА, 23 декабря. /ТАСС/. Проблемы образования и здравоохранения никогда не должны уходить на второй план, их развитием нужно заниматься постоянно. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета.
Невозможно просто, сидя на лавках, в школе, где нет никаких элементарных удобств, получать образование сегодня
Глава государства добавил, что в стране продолжится работа по созданию комфортных условий обучения в школах. Так, в 2016 году из федерального бюджета будет выделено 50 млрд рублей на строительство, ремонт и реконструкцию школ. "Это, кстати говоря, не значит, что эти средства должны замещать региональные деньги. Ни в коем случае. В регионах как предусматривались средства на развитие школ и школьного дела, так они там и должны остаться", - потребовал глава государства.
Он озвучил еще несколько инициатив. В частности, предложил рассмотреть идею учитывать мнение выпускников при оценке профессиональных качеств тех или иных педагогов.
Кроме того, президент напомнил и о необходимости "серьезно обновить, усовершенствовать систему отбора и профессионального развития директоров школ, чтобы в школу приходили яркие, увлеченные своим делом молодые управленцы".
"Требования к профессии многократно возрастают"
Путин также предложил создать общенациональную систему профессионального роста учителей.
"Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации учителей, условий для их постоянного самосовершенствования и повышения квалификации сегодня становится ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей", - заявил он на заседании Госсовета по вопросам развития образования, поручив правительству разработать и внедрить эту систему.
Президент выделил несколько направлений, которые должны быть затронуты в этой системе. Так, он указал на необходимость внедрять современные программы подготовки и повышения квалификации педагогов, программы, которые соответствуют профессиональным требованиям.
"Надо расширять участие в этой работе вузов, исследовательских институтов, использовать уникальный опыт лучших учителей и ведущих школ страны", - сказал Путин.
Он добавил, что необходимо задействовать ресурсы недавно созданного центра поддержки талантливых детей "Сириус", который должен стать "также источником передовых практик обучения".
Президент также отметил необходимость внедрения эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создания стимулов к развитию к непрерывному профессиональному росту.
Путин напомнил, что сейчас в России действует механизм присвоения учителям званий и категорий, предусматривающий, в том числе и денежные надбавки, однако по факту, указал он, эта система в значительно степени потеряла свою стимулирующую роль.
По мнению президента, право учителя "на дополнительное вознаграждение, свой профессиональный статус необходимо периодически подтверждать", чтобы у учителя был стимул к приобретению новых знаний и навыков.
Глава государства также призвал совершенствовать систему оценки квалификации и качества работы учителя и его потенциала, делая ее более объективной, менее бюрократической с акцентом на мнение коллег и профессионального сообщества, а также мнение выпускников.
О сменах в школах
Путин поставил задачу перейти к обучению детей в школах в первые две смены.
"Уже в ближайшие годы должна быть ликвидирована в школах третья смена, а затем нужно добиться, чтобы ученики, как минимум, начальных и старших классах учились в одну смену", - сказал глава государства на заседании Госсовета по проблемам образования.
"Обращаю внимание глав субъектов Федерации на необходимость обеспечить единые социальные гарантии детям вне зависимости от форм собственности школы, в которой дети учатся - будь то федеральная, региональная, муниципальная или частная", - подчеркнул Путин. Президент подчеркнул, что имеет в виду льготное питание для детей-инвалидов, детей из многодетных семей и малообеспеченных семей. "При этом наша задача гораздо шире - сформировать по настоящему современную образовательную среду, в том числе для детей с ограниченными возможностями по здоровью", - указал глава государства.
На его взгляд, необходимо "в полной мере использовать преимущество информационных технологий и дистанционного обучения", - отметил Путин. Он поддержал предложение рабочей группы Госсовета о создании общедоступной электронной школы для каждого школьника страны, где будут размещены учебные материалы, пособия, лекции, чтобы у школьников и учителей была возможность пользоваться самыми современными информационными ресурсами и обучающими программами.
Путин назвал еще одну цель в развитии образования - скорейшее подключение школ к интернету. Он поручил "проработать вопрос об увеличении скорости подключения к сети интернет учреждений общего образования".
"Привлечь не только вузы, но и бизнес"
Путин советует отечественным бизнесменам больше внимания уделять школам, вкладывать деньги не только в строительство зданий, но и в подготовку будущих профессионалов.
"Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом могли найти себе дорогу, получали достойную заработную плату", - сказал глава государства.
По мнению Путина, "профориентация и профессиональная подготовка школьников не должны быть чисто формальными". "Именно поэтому принципиальная задача - привлечь к этой работе не только вузы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний", - считает глава государства. По его словам, "если предприниматель думает о перспективе, формирует долгосрочную стратегию развития, он должен активно взаимодействовать со школой".
Путин поблагодарил бизнесменов, которые вкладывают деньги в строительство новых зданий школ. Однако, на его взгляд, "это не только вложение средств". "Нужно рассказывать о предприятиях, создавать лаборатории, организовывать кружки, факультативные занятия, создавать учебно-воспитательные комплексы", - полагает президент. Он предложил деловых объединения вместе с регионами подумать об организации взаимодействия со школами на системной основе. В качестве положительного примера подобного взаимодействия он привел создание детских технопарков в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске.
"В целом нужно продолжить развитие дополнительного образования - технических кружков, творческих студий, спортивных секций, совершенствовать систему поиска и поддержки одаренных детей, но поддерживать всех", - уверен президент. Он также назвал "неотъемлемой частью образовательной среды" музеи, театры, библиотеки, общественные проекты в сфере патриотического воспитания, движения волонтеров.
Все замечания по образованию будут учтены
Президент подчеркнул, что ни один из вопросов совершенствования системы общего образования не является второстепенным.
"Были подняты разные аспекты этого большого вопроса. Ни один из тех проблемных вопросов, которые были подняты, не является второстепенным, все важно: и иностранные языки, и языки народов России, поддержка литературы народов России, потому что она обогащает все", - сказал президент.
В качестве примера он привел произведения дагестанского поэта и прозаика Расула Гамзатова, которые, по словам президента "обогатили общероссийскую культуру и литературу"."Но без того, что Гамзатов писал на русском языке, о Дагестане никто бы не вспомнил. Поэтому значение русского языка является непреходящим", - добавил Путин.
Президент отметил, что "в ходе сегодняшнего обсуждения было видно, что эта тема всех интересует, все хотят внести в решение стоящих перед нами задач свою лепту".
"Прошу вас не снижать вот этот градус отношения к поднятой теме и работать, не покладая рук, для достижения задач, которые мы сегодня сформулировали", - заключил он.