В Белгородской области откроют три ресурсных класса для страдающих аутизмом детей
БЕЛГОРОД, 6 мая. /Корр. ТАСС Александр Матвеев/. Три специальных ресурсных класса для детей, страдающих аутизмом, откроются в Белгородской области в новом учебном году. Как сообщила корреспонденту ТАСС первый замруководителя регионального департамента образования Ольга Медведева, два класса появятся в Белгороде и один в Губкине.
"В новом учебном году специальные ресурсные классы будут открыты в Белгороде - два класса в школе №43 - и Губкине на базе школы №17", - уточнила Медведева. По ее словам, именно в этих городах сегодня наблюдается наибольший спрос среди родителей детей, страдающих аутизмом, а также есть поддержка проблемы со стороны городских властей.
При этом дети, как уточняет Медведева, будут зачислены в самые обычные классы. Часть занятий они будут проводить с классом, часть - с педагогами-дефектологами, психологами и логопедами в специально оборудованных помещениях по индивидуальной программе. Сопровождать детей будут тьюторы (педагоги, помогающие в процессе самообразования, обеспечивающие разработку индивидуальных образовательных программ - прим. ТАСС). Таким образом власти региона совместно с фондом "Выход" пытаются решить проблему интеграции особенных детей в общество.
"Эта модель позволяет решить сразу несколько задач: и инклюзии, то есть ребенок социализируется среди детей, и в то же время создать возможности индивидуального образовательного маршрута в зависимости от его способностей, состояния здоровья и рекомендаций, которые дадут ему специалисты, - отметила Медведева. - Когда мы говорим о ресурсном классе, мы имеем в виду набор специальных помещений, который им необходим в силу их особенностей, а так они зачисляются в обычный образовательный класс".
Подобную модель в регионе уже опробовали в рамках специального проекта, который работал в 2014-2015 годах на базе белгородской школы-интерната №23.
Детей с аутизмом выявляют чаще
За последние три года специалисты фиксируют стабильный рост числа детей, которым поставлен диагноз "расстройства аутического спектра". Только за год таких детей в регионе стало больше на 40%. В области сегодня 158 особенных дошкольников и 99 детей школьного возраста.
"Это связано не с тем, что таких детей становится больше - появились методики и возможности диагностики, которые позволяют выявить диагноз на ранней стадии. Это позволяет корректировать болезнь в более раннем возрасте", - сказали в региональном департаменте образования.
На сегодняшний день примерно половина детей, страдающих аутизмом в регионе, охвачена дошкольным образованием. Большинство занимается в специализированных группах компенсирующей направленности, которые созданы в обычных детских садах. При этом 11 детей ходят в самые обычные группы.
Со школьниками ситуация сложнее: большая часть особенных белгородцев школьного возраста обучаются на дому. "Это та проблема, которая высвечивается - родитель, семья, ребенок остаются один на один с проблемой. Туда приходит педагог на короткое время, дает только образование, но не происходит самого главного - социализации", - уточнила Медведева, отметив, что примерно треть белгородских школьников с аутизмом занимаются в специальной коррекционной школе.
Проблема восприятия
Одной из главных проблем инклюзии страдающих аутизмом, по мнению чиновников, остается именно неготовность общества принять таких детей.
"Мы еще не знаем и опасаемся, насколько их примут в коллективах, родительская общественность. Поэтому там, где такие дети уже есть, мы ведем большую информационную работу среди родителей, детей, чтобы их смогли принять психологически", - отметила первый замначальника регионального департамента образования.
Кроме того, с появлением специальных классов актуальным становится и поиск специалистов, которые смогут работать с особенными детьми.
"Даже самый обычный учитель должен быть готов работать с подобными детьми: как с ними строить диалог, на что обращать внимание. Сейчас мы сосредоточены на подготовке тьюторов, которые сопровождают таких учеников полный рабочий день, принимают, смотрят, организуют индивидуальные занятия, помогают адаптироваться и так далее", - добавила Медведева.
Отдельный вопрос - подготовка учителей-дефектологов, которые помогут школьникам скорректировать поведение и восприятие окружающей действительности, а также адаптировать их к учебному процессу. При содействии активистов фонда "Выход" власти организуют обучение таких специалистов за пределами области.
Вопрос инклюзии в образовательный процесс детей, страдающих аутизмом, во время "Прямой линии" с Владимиром Путиным подняла Авдотья Смирнова, возглавляющая в России Фонд помощи людям с аутизмом. По ее словам, на деле новый закон "Об образовании", который гарантирует доступ к образованию всем без исключения, в том числе и детям с тяжелой формой аутизма, не работает. По словам Смирновой, родителям чаще всего предлагают перевести детей на домашнее обучение. И за решение этой проблемы пока взялись лишь в Белгородской и Воронежской областях.