Сенатор: противники беби-боксов лишают брошенных младенцев надежды на защиту
"Главное право, которое есть у ребенка, - это право на жизнь, и задача государства - сделать все возможное для сохранения этой жизни", - заявил Вадим Тюльпанов, автор закона о создании беби-боксов
МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов считает, что все аргументы против организации в России специализированных мест для анонимного оставления новорожденных детей не выдерживают никакой критики, таким образом брошенные младенцы лишаются надежды на защиту. Тюльпанов является соавтором законопроекта о создании беби-боксов в регионах РФ, внесенного в Госдуму в декабре 2015 года.
Сохранить жизнь
"Аргументы против беби-боксов не выдерживают никакой критики. Главное право, которое есть у ребенка - это право на жизнь, и задача государства - сделать все возможное для сохранения этой жизни", - сказал журналистам сенатор, один из авторов законопроекта о беби-боксах. Так он прокомментировал намерение замглавы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елены Мизулиной внести в Госдуму законопроект, который предусматривает запрет на анонимное оставление детей после их рождения.
По мнению Тюльпанова, "удивительно, что в День защиты детей предлагают лишить этой самой защиты и даже надежды на защиту самых беспомощных - новорожденных". "В этот день принято говорить о механизмах защиты детей, а мы слышим о том, как отнять последний шанс на жизнь у совсем крохотного ребенка, от которого отказалась мать", - сказал он.
При этом сенатор подчеркнул, что наличие беби-боксов не отменяет профилактику отказов от детей, работу социальных служб. Он также заметил, что матери отказываются от детей и без беби-боксов. Так, по данным парламентария, в 2014 году в роддомах отказались от 4765 детей.
Запрет беби-боксов
Ранее в среду Мизулина, пообещав внести в Госдуму законопроект о запрете беби-боксов, сообщила, что документом будет также предусмотрена "административная ответственность для должностных лиц за создание условий для анонимного оставления детей".
Сенатор выразила уверенность, что анонимное оставление новорожденных в так называемых беби-боксах создает дополнительные условия для совершения преступлений против детей. По ее словам, фактически через анонимные места для оставления новорожденных детей создаются условия для "легализованной торговли детьми - и на органы, и на ткани, и на все, что угодно".
Вовремя передумала
Мизулина также признала, что в 2008 году сама вносила в Госдуму законопроект, предполагающий изменения в Уголовный кодекс РФ, согласно которым мать не подвергалась бы уголовному преследованию, если место, в котором она оставила ребенка, признано безопасным. При этом она напомнила, что сама отозвала свой законопроект. "В 2008 году я тоже попалась на вроде бы симпатичное, внешне легкое решение вопроса, как бороться с убийством новорожденных, но риски тогда недоучла", - заявила сенатор. "Сегодня могу сказать: очень хорошо, что тогда этот законопроект мы остановили, и я сама пришла к этому выводу, потому что это очень опасный путь", - заключила она.
Что такое беби-бокс
Беби-бокс - специально оборудованное место с колыбелью, где мать, решившая отказаться от ребенка, может его оставить. Оно устанавливается при медицинских учреждениях или религиозных организациях. В России беби-боксы есть в Московской, Владимирской и Калининградской областях, Краснодарском, Камчатском крае и в некоторых других регионах.
В декабре 2015 года сенаторы Вадим Тюльпанов, Лилия Гумерова и Елена Афанасьева повторно направили в Госдуму законопроект о запуске в России программы по установке беби-боксов. В новой версии документа они предлагают субъектам РФ самостоятельно определять "необходимость установления на своей территории детских боксов". Сенаторы ссылаются на подобный успешный опыт в других странах. Они также не исключают возможности родителей вернуть ребенка, доказав путем ДНК-анализа свои права на него. Авторы документа отмечают, что в Краснодарском крае четыре из 13 оставленных младенцев вернулись в свои биологические семьи.