"Искусство наглядной пропаганды": 75 лет "Окнам ТАСС"
За несколько лет своего существования редакция вручную выпустила свыше 15 млн экземпляров военно-оборонных плакатов
Редакция-мастерская по выпуску военно-оборонного плаката "Окно ТАСС" была создана 25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны. Она разместилась в помещениях художественных салонов на Кузнецком Мосту.
- Агитационные плакаты военной тематики, выпускавшиеся вручную, трафаретным способом, без использования каких-либо технических средств. Были созданы по образцу "Окон сатиры РОСТА", выпускавшихся в годы Гражданской войны.
- Коллектив художников, в который входило свыше 560 человек.
- Узнаваемый "брусковый" шрифт, разработанный художником Виктором Масленниковым.
- Работа в три смены и до 1000 экземпляров плакатов ежесуточно.
- Строгий регламент: в авторских плакатах должно было быть использовано не более 10 цветов, а время, разделявшее изготовление оригинала и выход готового плаката, не превышало 24 часов.
- 15 млн экземпляров плакатов, выпущенных за годы существования редакции, с 25 июня 1941 года по 29 декабря 1946 года.
Первый тираж "Окон ТАСС" (8 оригинальных плакатов, 308 экземпляров) был выпущен и расклеен на улицах Москвы 27 июня.
В дальнейшем все макеты, одобренные художественным советом редакции, отправлялись на утверждение ответственному руководителю ТАСС Якову Хавинсону (занимал пост с 1939 по 1943 год) и инструктору Отдела агитпропа ЦК ВКП(б) Павлу Лебедеву-Полянскому.
Во время битвы за Москву 1941-1942 годов сотрудникам "Окон" приходилось работать в тяжелейших условиях. Из-за дефицита масляного растворителя художникам сначала пришлось перейти на работу со скипидаром, а затем и с ацетоном. Из-за необходимости соблюдать условия светомаскировки (мастерские "Окон" находились рядом со зданиями МИД и КГБ) проветривать помещения в ночное время не представлялось возможным. По воспоминаниям работников, из-за высокой концентрации токсичных паров за ночь скорая помощь могла увозить от трех до шести трафаретчиков в тяжелом состоянии.
Солдаты, приезжавшие в столицу за новым тиражом плакатов, приводили слова немцев: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах", будут висеть на фонарных столбах".
После разгрома фашистов под Москвой по просьбе Комитета партизанского движения "Окна ТАСС" стали выходить в формате небольших листовок 30 х 20 см, чтобы активно распространяться участниками партизанских отрядов.
"Багаж" партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и… плакаты, листовки, "Окна ТАСС". Последний груз – один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага "Окон ТАСС" чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции
Всесоюзное общество культурных связей (ВОКС) заказывало дубликаты плакатов для заграницы. "Окна ТАСС" направляли в 20 стран мира, в том числе в США, Великобританию, Китай, Швецию и страны Латинской Америки.
В 1942 году несколько сотрудников редакции получили Государственную премию за вклад в поднятие боевого духа в период войны, в их числе: поэт Самуил Маршак, творческий коллектив Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов) и художники Павел Соколов-Скаля, Георгий Савицкий, Николай Радлов, Петр Шухмин, Михаил Черемных.
Также печатники и резчики редакции были награждены медалью "За оборону Москвы".
Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо "Окон ТАСС", как не пройдут мимо "Окон РОСТА". И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу
При подготовке материала была использована книга воспоминаний художника В.А. Масленникова, работавшего в "Окнах ТАСС".