Онлайн-дискуссия: какими будут профессии будущего?
Участники обсуждения, организованного научно-популярным порталом "Чердак", попытались найти ответ на этот вопрос
Какими могут стать профессии будущего?
Готовы ли к ним современное образование, люди и созданная ими инфраструктура?
Возможно ли предугадать появление новых специальностей и компетенций и насколько высок риск "промахнуться"?
На эти вопросы попытались найти ответ участники дискуссии, организованной научно-популярным порталом "Чердак" в рамках месяца знаний MOST.
В обсуждении участвовали:
— Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ;
— Гор Нахапетян, председатель совета выпускников Московской школы управления "Сколково";
Смотрите запись трансляции на сайте ТАСС.
О чем говорили:
- О том, что может измениться в мире профессий за ближайшие 20–30 лет.
Нужно смириться с тем, что в ближайшие 10 лет половина компетенций, которыми мы обладаем, станет не нужна
- О последствиях новой технологической революции и диктуемых ею требованиях.
Главные навыки ХХI века — это навыки существования в ХХI веке
- О переходе от экономики знаний к экономике действий.
Если вы не умеете предоставлять комплексный сервис и концентрируетесь на одной "точке", то вы точно вылетите из современной экономической волны. Необходим переток компетенций
- О новых требованиях к образованию и к перечню родительских компетенций.
Учитель из посредника должен превратиться в коуча, наставника
- О возрастных рамках.
Нам необходима новая школа для людей "серебряного возраста". Ведь 50–60 лет — это еще далеко не предел с точки зрения образования
- О необходимости учиться самостоятельно выстраивать собственную профессиональную траекторию развития.
Сейчас можно выделить три ключевые, наиболее востребованные компетенции: умение системно мыслить, готовность быстро адаптироваться под меняющиеся условия и умение брать на себя ответственность, решая проблемы комплексно, "под ключ"
- О геймификации, взаимодействии людей и машин, необходимости digital-детокса и техноэтике. Как скоро появятся юристы, которые будут рассматривать дела между человеком и роботом, и прочие профессии, регулирующие взаимоотношения людей и мира техники?
Сейчас толпой можно спокойно управлять с помощью покемонов. Завтра при помощи тех же технологий можно будет управлять транспортными узлами или городским хозяйством
- О "профессиях с потенциалом": экологах, инженерах и аналитиках. А также о проектировщиках нейроинтерфейсов и виртуальных миров.
Инженеры, программирующие умные системы, — это, по сути, "родители" нового мира
- О перспективах криптографии, разработке технологий по защите данных и растущей потребности общества в "электронной" безопасности.
Необходимо научиться переводить технологии в эффекты: социальные, экономические и другие
- О "человекоцентрированных" сервисах, функциональном питании и программировании эмоций.
Нужно оставаться креативными и не бояться футурологии, но при этом всегда отвечать за то, что мы говорим. Т. е. оставаться критиками и не бояться задавать вопрос "насколько предлагаемые прогнозы научно обоснованны?"