Взносы за капремонт: кто и как выставляет счета и что делать, если платежка не пришла
ТАСС разобрался, кто отвечает за сбор денег — региональный оператор или собственники — и можно ли оплатить взнос без квитанции
Мы уже рассказывали о том, что такое взносы на капремонт, кто обязан платить и что грозит за неуплату. В этот раз ТАСС разобрался, как происходит рассылка квитанций, когда нужно платить, что делать, если платежка не пришла, и как оперативно узнать информацию по своему дому: от начислений до сроков выполнения работ.
Кто и как выставляет счета?
- Механизм выставления квитанций зависит от выбранного способа накопления средств на капитальный ремонт. Напомним, их можно накапливать двумя способами: на счете регионального оператора (по умолчанию) или на специальном (индивидуальном) счете дома (только после соответствующего решения общего собрания собственников).
Узнать своего оператора можно на сайте Реформа ЖКХ.Ру (вкладка "Капитальный ремонт", окно "Куда обращаться")
- Если деньги идут в региональный фонд капремонта или региональный оператор является оператором выделенного счета для дома, он сам занимается выставлением счетов, ведет контроль и учет платежей.
- При наличии специального счета, владельцем которого является непосредственно товарищество собственников жилья (ТСЖ) или жилищно-строительный кооператив (ЖСК), за сбор и учет средств отвечают собственники помещений.
- В обоих случаях для выпуска и рассылки квитанций могут привлекаться третьи лица, например Единый расчетный центр или управляющая компания.
- Обычно взносы на капремонт включают в платежки по ЖКХ (Единый платежный документ). Однако в некоторых регионах за капитальный ремонт присылают отдельные квитанции. Так происходит, например, в Калининградской, Псковской и Липецкой областях. Кроме того, собственники могут получать отдельную платежку при наличии индивидуального счета дома на капремонт.
Когда надо оплатить счет?
- Сроки оплаты взносов на капремонт совпадают со сроками платы за жилье и коммунальные услуги, т. е. ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Например, квитанцию за октябрь необходимо оплатить до 10 ноября.
- Платежные документы должны быть предоставлены собственнику не позднее первого числа следующего месяца.
Что делать, если квитанция не пришла по почте?
- Если вы не входите в число тех, кто не должен платить за капремонт, вам следует обратиться к оператору капитального ремонта (или фонду) в своем регионе. Напомним, взносы не платят собственники домов, в которых менее трех квартир, или домов, признанных аварийными, а также наниматели жилья, в том числе по соцнайму.
- Если вы хотите, чтобы региональный оператор прислал новую квитанцию, не забудьте приложить к заявлению на перерасчет копию свидетельства о регистрации права собственности.
- Размер текущих выплат (либо сумму задолженности) можно узнать на интернет-порталах городских или государственных услуг, а также в управляющей компании своего жилого дома.
Можно ли оплатить взнос, не дожидаясь квитанции по почте?
- Да, такая возможность существует. Во-первых, можно распечатать платежку с сайта регионального оператора. Для этого необходимо указать номер своего лицевого счета.
- Во-вторых, зная сумму платежа, взнос можно оплатить в местах приема платежей (например, Почта России или Сбербанк) по реквизитам, указанным в квитках за предыдущие месяцы.
Кто гарантирует сохранность денег на счетах домов и в фондах капремонта?
- Сохранность средств гарантируют государство, а также банки, где хранятся средства, — такие счета разрешено держать только в крупных российских кредитных организациях с величиной собственного капитала не менее 20 млрд рублей.
Как жители конкретных домов могут следить за поступлением взносов, узнавать сроки ремонта?
- Обычно эта информация предоставляется на порталах государственных и муниципальных услуг, а также на сайтах регионального оператора капремонта. Например, жители столицы могут узнать интересующие данные на московском портале госуслуг.
После регистрации на московском портале госуслуг (нужно указать СНИЛС), необходимо найти свой дом (вам понадобится адрес, а также код плательщика из Единого платежного документа при его наличии).
С помощью сервиса можно узнать, входит ли ваш дом в региональную программу капитального ремонта. В этом случае вы сможете узнать о выбранном способе формирования фонда капремонта и о владельце спецсчета (если выбран такой вариант накопления средств). Также вам будут доступны следующие разделы:
"Мой дом"
- В этом разделе можно узнать о планируемых работах и сроках проведения ремонта отдельных элементов дома, выбрав на интерактивной карте крышу или фасад.
"Работы"
- Сроки проведения работ, их объем и прогнозируемую стоимость можно получить не только в интерактивном, но и в текстовом формате в разделе "Работы". В данном примере видно, что мусоропровод планируется заменить в 2015–2017 гг.
"Платежи"
- В разделе можно проверить начисление и оплату взносов по своей квартире. Так, в нашем примере видно, что с момента установления обязательств по оплате взносов на капремонт собственнику начислено 9984 руб. Он оплатил 8736 руб. Задолженность равна разнице между начисленной и оплаченной суммой. В данном примере это плата за один месяц.
- Кроме того, каждый жилец может отслеживать финансовую информацию по всему дому. В данном случае с момента установления обязательств по оплате капремонта на весь дом было начислено 537 200,11 руб. Собственники оплатили 494 746,12 руб. Задолженность жильцов составляет 42 453,99 руб. и равна разнице между начисленной и оплаченной суммой.
- Сумма в графе "Начисленные льготы" означает, что среди собственников есть льготные категории граждан (пенсионеры, отдельные категории инвалидов и т. д.). За них платит государство (возмещение может доходить до 100%). Т. е. региональный оператор выставляет счет городу за льготников ("Начисленные льготы") и город их возмещает ("Возмещенные льготы").
- Последняя графа показывает, сколько денег осталось на счету после проведения капремонта. В нашем примере цифра равна сумме в графе "Оплачено", что означает, что работы по ремонту пока не проводились.
Если дом не входит в региональную программу капремонта, пользователю указываются причины, по которым дом не попал в список.