В Египте вспоминают о годовщине катастрофы российского А321 над Синаем
На борту самолета находились 217 пассажиров и семеро членов экипажа
КАИР, 31 октября. /Корр. ТАСС Дина Пьяных/. Ровно год назад через полчаса после взлета из аэропорта Шарм-эш-Шейха разбился лайнер авиакомпании "Когалымавиа", летевший в Санкт-Петербург. На его борту находились 217 пассажиров и семеро членов экипажа.
Как это было
Обломки самолета разбросало на площади в 40 квадратных километров. Несколько суток спасатели и военные исследовали каждый метр пустыни в районе безлюдного местечка Эль-Хасна.
И даже повидавшие многое на своей суровой работе спасатели не могли сдержать эмоций, когда посреди этой уже пропитавшей воздух смерти вдруг начинали звонить упавшие с высоты нескольких тысяч метров мобильные телефоны: люди на том конце провода, не веря в случившееся, упорно пытались дозвониться до своих близких или получить от них ответное смс. Слышать эти звонки было невыносимо, телефоны просто отключали.
Ключевое слово: А321
Прошел год с момента самой страшной в истории российской гражданской авиации катастрофы. Все эти месяцы продолжала и до сих пор не завершила свою работу международная следственная комиссия во главе с Египтом, хотя ФСБ еще в начале ноября прошлого года заявила о том, что на борту лайнера в воздухе был совершен теракт, тем самым в одночасье поставив точку в рассуждениях на тему технической неисправности самолета и "человеческого фактора". После этого Москва приняла решение о полной приостановке авиасообщения между Россией и Египтом.
Месяцы ожидания официальных выводов комиссии породили массу слухов, многочисленных высказываний со стороны экспертов самых разных мастей и "околоминистерских" источников.
За это время пресса представила свою версию произошедшего: террористы заминировали отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета, спрятав бомбу среди груза. При этом, использовалась взрывчатка неместного производства, которая создает взрывную волну с последующим воспламенением. В результате взрыва произошло разрушение самолета в воздухе, сопровождавшееся сильным пожаром, полной потерей контроля над воздушным судном и его быстрым и неконтролируемым падением в результате отказа всех систем управления. И взрывчатка была пронесена на борт, предположительно, сотрудником аэропорта, имеющим доступ в служебные зоны.
Но до сих пор это - лишь теория, версия, основанная на предварительных выводах, и - в меньшей степени - на видеоролике в несколько секунд, появившемся на одном из используемых экстремистами сайтов, где из-за очень плохого качества съемки можно едва различить летящий высоко в воздухе самолет, который взрывается и падает.
За минувшие месяцы для аккредитованных в Египте иностранных журналистов, да и местных корреспондентов Министерство гражданской авиации стало едва ли не самым "близким" ньюсмейкером: дозированно публикуемые сообщения ведомства с новостями работы следственной комиссии, которые ни в коем случае нельзя было упустить, мгновенно ставились на информационные ленты с пометкой "срочно".
В начале сентября группа международных экспертов из технической комиссии произвела на территории одного из закрытых ангаров в зоне каирского аэропорта выкладку обломков самолета, в ходе которой было определено место на фюзеляже, с которого началось разрушение в воздухе. Тогда же было объявлено, что эти фрагменты будут отправлены на анализ в лабораторию по металлу. Несколько дней назад на лабораторный анализ были отправлены 12 фрагментов фюзеляжа лайнера. Предварительные итоги расследования комиссия обещает обнародовать лишь к концу года.
Возобновление полетов
Приостановка авиасообщения между двумя странами нанесла катастрофический урон всей сфере туризма в Египте. Отрасль, несколько раз пытавшаяся встать на ноги после двух революций, также оказалась подорвана 31 октября. Без миллионов россиян, ежегодно отдыхавших на курортах Красного моря, встали многие отели, десятки, если не сотни тысяч египтян остались без работы. Из-за отсутствия туристов, а вслед за РФ многие страны приостановили полеты на египетские курорты, Египет ежедневно теряет до $4 млн.
Для тяжело страдающей экономики страны, жившей, главным образом, за счет туризма, это - огромные цифры. И последствия того, что произошло год назад, очень остро ощущаются сейчас: без притока иностранной валюты Египту приходится очень туго. И поэтому, как никто, египтяне ждут возобновления полетов. Каир пошел на все требования Москвы по выправлению ситуации в сфере безопасности.
С привлечением высокопрофессиональных специалистов была пересмотрена и существенно усовершенствована вся система безопасности аэропортов. На данный момент в процессе выполнения находится одно из последних требований России - установка биометрического оборудования для прохода персонала в служебные зоны (сканирование по сетчатке глаза и отпечаткам пальцев). Контракт на закупку оборудования уже заключен Минавиа, но на его установку и апробирование уйдет еще не менее двух месяцев.
Москва однозначно дала понять Каиру, что до выполнения всех требований в сфере безопасности и окончательного завершения расследования говорить о возобновлении авиасообщения не приходится, несмотря на надежды Египта на возвращение туристов если не в этом октябре, то хотя бы до Нового года. Затягивание с открытием неба послужило поводом для новых конспирологических теорий, в том числе и связанных с тем, чего именно добивается Москва от Каира в обмен на возвращение туристов.