Новые учебники и обязательный ЕГЭ: учителя обсудят будущее географии в школе
Концепция развития географического образования предполагает много нововведений
МОСКВА, 31 октября./ТАСС/. В среду в Ломоносовском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова открывается второй Всероссийский съезд учителей географии, который продлится два дня. Участникам представят итоговую версию Концепции развития географического образования в России. Проект документа разработан межведомственной рабочей группой под эгидой Русского географического общества (РГО) и Минобрнауки. После обсуждения на съезде концепцию передадут на утверждение в правительство РФ.
"Настоящая концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации", — говорится в проекте документа.
Там также отмечается, что география является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека, а качественная система географического образования необходима любому государству, стремящемуся к "интенсивному развитию национальной науки, культуры, экономики и к достойной роли в мировой политике".
Что может измениться для школьников
Концепция развития географического образования предполагает много нововведений. Среди них:
- Изменение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
- Разработка новых требований к структуре учебников с последующим ограничением числа линеек.
- Введение в 8–9-х классах дополнительного курса "географии родного края" по одному часу в неделю, с сохранением "обычной" географии.
- В 10–11-х классах планируется сделать изучение географии обязательным на базовом и углубленном уровнях во всех профилях старшей школы. На базовом уровне авторы концепции предлагают отводить предмету два часа, на углубленном — три часа.
- На самих уроках географии предполагается усилить практическую направленность в преподавании предмета. Это найдет свое отражение в определении перечня обязательных практических работ в каждом классе.
- Предлагается включить географию в перечень обязательных экзаменов в 9-х классах "для своевременного выявления существующих пробелов в знаниях" и обязательных предметов ЕГЭ для "патриотического воспитания молодежи". Подходы к организации и структуре экзамена также будут пересмотрены.
- Восстановление (а в некоторых случаях введение) географии в качестве обязательного вступительного испытания при приеме на обучение по ряду направлений подготовки в вузах: "Экономика", "Туризм", "Международные отношения".
Для популяризации географии предусматривается организация массовых просветительских мероприятий — фестивалей, фотовыставок и кинопоказов; производство художественных и научно-популярных фильмов; проведение общероссийских образовательных акций, географических диктантов, географических смен в детских оздоровительных центрах, школьных географических экспедиций и походов; развитие географических интернет-проектов.
"Популяризаторская деятельность в сфере географии и смежных наук требует обеспечения всестороннего финансирования как государством, так и коммерческими, а также общественными структурами, в том числе с помощью выделения грантов, включения соответствующих задач в федеральные и региональные программы", — отмечается в проекте концепции. В то же время главным условием ее успеха является максимальная медиаподдержка на уровне федеральных СМИ, подчеркивается в документе.
На какие результаты рассчитывают разработчики
Реализация концепции, по мнению ее разработчиков, должна привести к увеличению среднего балла ЕГЭ по географии и всероссийских географических диктантов на 20% к 2023 году, к удвоению числа абитуриентов на географических специальностях вузов до 2021 года, увеличению конкурса на географических факультетах педвузов на 10% к 2021 году и на 25% к 2025 году.
Кроме того, должно возрасти количество кружков географической направленности на 30% к 2021 году, а число всероссийских и региональных географических акций, выставок, лекториев — на 50% к 2021 году.
Индикаторами качества реализации концепции будут являться данные социологических опросов, возврат в профессию учителей географии, занятых сегодня в непрофильных сферах деятельности, участие школьников в конкурсах и олимпиадах по географии различного уровня.
Организаторами съезда выступают МГУ имени М.В. Ломоносова, Минобрнауки, Русское географическое общество, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии. В качестве делегатов в мероприятии примут участие учителя географии и методисты из всех субъектов РФ, в том числе лауреаты региональных конкурсов учителей, номинанты грантов президента России в области образования, наставники победителей всероссийских олимпиад школьников по географии и другие специалисты.
Первый съезд состоялся в Москве, в МГУ имени Ломоносова 28–29 октября 2011 года.