Как себя вести в ресторане: гид для самых привередливых
Что можно и чего нельзя требовать от официантов, поваров и администраторов ресторанов
Канун Нового года — это пора корпоративов, многие из которых проходят в ресторанах, кафе и прочих предприятиях общественного питания. ТАСС поговорил с президентом Федерации рестораторов и отельеров России Игорем Бухаровым и разобрался, что делать, если блюдо кажется вам испорченным, как реагировать на тараканов и можно ли заглянуть на кухню, если у вас возникли сомнения в соблюдении санитарных норм.
"Оливье" на новогоднем столе кажется мне каким-то странным, слишком уж подозрительный вид. Что делать?
Основные ингредиенты должны быть отражены в меню. Если это, например, традиционное для новогоднего стола "Оливье", то меню должно давать полное представление о том, что лежит перед вами, исходя из сложившихся предпочтений и традиционных способов приготовления.
Если вы просто хотите поинтересоваться по поводу того или иного блюда, вам должны рассказать, из чего и как это приготовлено. Если же ответ официанта вам не нравится, вы можете попросить, чтобы к вам вышел шеф-повар или су-шеф (помощник старшего повара): он с удовольствием вам обо всем расскажет.
Хорошо, я попробовал, и такое ощущение, что "Оливье" несвежее! Как быть?
Здесь возникает вопрос, что мы понимаем под "несвежим" продуктом. Может быть, вам просто не нравится его запах или цвет. Если шеф-повар какие-то более-менее устоявшиеся рецепты переделывает на свой лад, вкус продукта может показаться вам непривычным. В таком случае официант должен указать вам, что в этом "Оливье", например, не курица, а креветки. Несвежесть — это когда вам приносят попросту протухшее блюдо, но такую ситуацию сложно себе представить.
А я все-таки считаю, что салат испортился!
Тогда вы зовете метрдотеля, администратора зала, управляющего или шеф-повара и говорите ему, что вам не понравилось, предъявляете свои претензии. Например, если ваши подозрения были вызваны излишней кислотой, он может ответить, что в это блюдо добавляют немного больше уксуса. Дальше вы сами решаете, что делать с этой информацией. Если вы все-таки на 100% уверены в том, что это блюдо испорчено, вы относите его в Роспотребнадзор и пишете соответствующее заявление. На всякий случай его также можно сфотографировать.
Мои претензии могут проигнорировать?
Это очень большая редкость. Но даже если это произошло, винить надо не владельца, а внутреннее состояние официанта. Владелец никогда не учит своих сотрудников игнорировать претензии клиентов.
Как бы то ни было, мой вечер испорчен, я требую компенсацию!
Здесь могут быть разные варианты: вы можете не платить за это блюдо, ресторан может сделать вам подарок, исключить цену этого блюда из чека.
А если я уже что-то съел? Я смогу вернуть деньги обратно?
В предприятиях питания, как правило, вы платите по окончании услуги. Но если вы уже съели это блюдо, то не сможете предъявить каких-либо претензий. Если вам ничего не нравится, но вы все съели, то ваша позиция как минимум странная.
Что делать, если по полу пробежал таракан?
Не паниковать и сообщить администрации. Тараканы не являются переносчиками каких-либо заболеваний. К тому же тараканов травят, и в Москве их практически не осталось.
А на кухню я могу заглянуть, как "Ревизорро"?
Не можете. То, что делает Елена Летучая, противоречит существующей системе безопасности санитарно-гигиенического благополучия на предприятии. Все разговоры о том, что она имеет право заходить туда как журналист, под собой ничего не имеют. Кухня — это не общественное место, это предприятие, куда можно зайти, только приняв душ, сменив обувь, облачившись в спецодежду, на которой есть сертификат соответствия.
То есть обычный гражданин вообще не вправе попасть на кухню?
Ресторатор, конечно, может допустить вас до кухни, выдать халат, бахилы и все остальные спецсредства. Но вообще это не рекомендуется, поскольку это то место, где готовится пища, и потому руководители ресторанов стараются, чтобы лишние люди туда не попадали.
Ну и последний вопрос: на рестораны вообще часто жалуются по поводу еды?
Сегодня очень мало жалоб на предприятия питания поступает по поводу качества еды. В Роспотребнадзор чаще обращаются местные жители, которые говорят, что им пахнет, гудит вентиляция, шумят люди, которые выходят курить. К тому же любой сотрудник ресторана сделает все возможное, чтобы вы не пошли в надзорные органы: принесет извинения, предложит скидку или не станет брать с вас деньги.
Артур Громов