Ученые выяснили, как в разных странах воспринимают внешность романтического партнера
В исследовании ученых из ТюмГУ приняли участие 786 женщин и 533 мужчины из России, Португалии, Франции и Грузии
МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Исследователи из Тюменского государственного университета (ТюмГУ) и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета вместе с коллегами из США, Португалии, Франции и Грузии опросили более 1300 человек в 4 странах, чтобы узнать, на что больше всего люди обращают внимание в своих романтических партнерах, сообщил медиа-центр ТюмГУ. Исследование показало, что в разных культурах ключевыми для создания привлекательного образа партнера становятся разные факторы.
"Наше кросс-культурное исследование показало, какие параметры внешности партнера являются общими для всех стран, а какие специфичны для каждой культуры, - говорится в научной статье, опубликованной в журнале Cross-Cultural Research по результатам работы. - При этом культурные различия могут определяться как климатическими особенностями страны, так и ее традициями и культурными ценностями".
Что и как исследовали ученые
В исследовании старшего преподавателя ТюмГУ Елены Зарубко и ее коллег приняли участие 786 женщин и 533 мужчины из четырех стран - России, Португалии, Франции и Грузии, которые проходили анкетирование либо онлайн, либо письменно.
Возраст опрошенных колеблется в интервале от 19 до 25 лет. В исследовании авторы хотели установить насколько сильно факторы разной сенсорной модальности (визуальные, звуковые, тактильные, обонятельные) влияют на общую привлекательность партнера в романтических отношениях, и как эти факторы разной природы взаимодействуют между собой.
Опрашиваемые отвечали на две серии вопросов. В первой их просили оценить по шкале от 1 ("абсолютно не согласен") до 5 ("абсолютно согласен"), насколько утверждения характеризуют их тягу к партнерам (примеры утверждений: "Мне часто хочется обнять этого человека" или "В присутствии этого человека я становлюсь энергичнее").
Во второй серии вопросов люди опять же по пятибальной шкале (от 1 "неважно" до 5 "наиболее важно") оценивали, насколько им важны те или иные качества человека (Например, "богатая мимика", "форма носа", "умение петь" или "хороший запах"). Кроме того, испытуемых спрашивали про длительность их отношений, национальность, пол и про другие справочные сведения.
Результаты работы
Самыми важными сенсорными факторами оказались следующие: улыбчивость (средняя оценка - 3,82 и 3,74 у мужчин и женщин, соответственно), приятный смех (3,78 и у мужчин и у женщин, соответственно), одежда (3,50 и 3,76 у мужчин и женщин, соответственно) и "привлекательные части тела" (3,94 и 3,50 у мужчин и женщин, соответственно). В ключевых факторах представлена и визуальная модальность (улыбчивость, одежда, формы тела) и обонятельная (запах изо рта) и звуковая (смех).
Важность всех остальных факторов сильно менялась в зависимости от пола и страны. Так, например, грузинские женщины больше обращают внимание на умение петь у мужчины, чем португалки и русские (2,08 для Грузии против 1,62 и 1,74 для Португалии и России, соответственно), а женщины вообще больше, чем мужчины, обращают внимание на запах партнера (3,82 у женщин против 3,62 у мужчин, отличие статистически значимо, как и все уже упомянутые отличия).
Кроме того, ученые построили на своих данных линейную регрессионную модель и показали, что наиболее важными факторами межличностного притяжения к романтическому партнеру (суммарно оценивалась на основе первой серии вопросов) являются такие параметры, как "богатая мимика", "улыбка" и "губы", и, наоборот наименее важными - "одежда" и "голос" партнера.
Ученые подчеркивают, что установленная статистическая зависимость еще не говорит о причинно-следственных связях, а сам метод самооценки может вносить серьезные искажения в картину и планируют продолжать свои исследования, чтобы более детально разбираться в каждом из сенсорных факторов.