Задержка рейса не повод отчаиваться: инструкция для тех, кто застрял в аэропорту
Когда пора требовать горячее питание и можно ли получить компенсацию за сорванную поездку
Из-за сильных морозов только в московских аэропортах отменено более 40 авиарейсов и около 20 задержано. ТАСС узнал, что делать тем, кто застрял в аэропорту, на что пассажир имеет право в случае задержек и как получить компенсацию за отмененный рейс.
Что нужно сделать еще до отъезда в аэропорт
?
- Проверьте информацию о вашем рейсе на сайте авиакомпании. Если ваш рейс отменили, авиакомпания должна объяснить причины и предоставить альтернативный вариант перелета либо возместить стоимость билета в полном объеме. Если у вас была запланирована пересадка, полный возврат средств возможен, только если вы сразу покупали один билет на весь маршрут.
- Зарегистрируйтесь на рейс заранее на сайте авиакомпании. Эта услуга доступна за сутки до вылета.
А если я застрял в пробке по дороге
?
- Если вы опоздали на регистрацию по собственной вине, это считается добровольным отказом от перелета менее чем за 24 часа до вылета. В этом случае пассажир может рассчитывать лишь на частичный возврат стоимости билета. Это не относится к невозвратным билетам.
- Найдите представителя авиакомпании и оформите отказ в письменном виде.
Я зарегистрировался и вовремя приехал в аэропорт, но рейс задержали
?
- В России, в случае если авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора на задержку рейса, она обязана выплатить пассажиру 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание (п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей"), а также 25% МРОТ за каждый час ожидания — но не более половины стоимости билета — в качестве штрафа (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).
- Дополнительные компенсации за отмену рейсов не предусмотрены, но вы имеете право на возврат стоимости билетов или обмен на альтернативный рейс, предложенный перевозчиком.
- В странах Евросоюза в случае изменения расписания вы можете рассчитывать на компенсацию от €250 до €600 в зависимости от времени задержки и расстояния полета.
- В США не предусмотрены бесплатные напитки и еда в случае длительных задержек, а также возврат денег за билет. Единственный вариант, при котором вы можете получить компенсацию, — это овербукинг, то есть ситуация, когда пассажиров больше, чем мест в самолете. В остальных случаях авиакомпании помогут вам поменять билет на ближайший рейс с доплатой разницы в стоимости.
Какие бесплатные услуги обязана предоставить авиакомпания в случае задержки рейса
?
- Вне зависимости от причин и времени задержки рейса авиакомпания обязана за свой счет организовать хранение багажа.
- Если задержка составляет от двух до четырех часов, перевозчик обязан предоставить вам бесплатные напитки и два телефонных звонка или электронных сообщения. Пассажирам с детьми младше семи лет обязаны предоставить комнату матери и ребенка.
- Если задержка составляет более четырех часов, вам должны предоставить бесплатное горячее питание. Если вылет задерживается надолго, кормить обязаны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное.
- Если задержка составляет более восьми часов днем или более шести часов ночью, авиакомпания обязана бесплатно доставить вас из аэропорта в гостиницу и обратно и оплатить номер в отеле. По закону вас не могут поселить в одном номере с посторонними людьми.
Я не могу найти представителя авиакомпании. Куда обращаться
?
- Можно обратиться на стойку информации аэропорта.
А если я уже в самолете, но он не взлетает
?
- Это также считается задержкой рейса, и бесплатное обслуживание перевозчик обязан предоставить исходя из тех же норм.
Как получить компенсацию за отмену или задержку рейса
?
- Прежде всего, напомним, что претендовать на компенсацию нельзя, если просрочка произошла из-за форс-мажорных обстоятельств (например, плохой погоды), устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо из-за иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
- Инцидент будет рассматриваться по законам той страны, где он произошел, независимо от того, отечественная авиакомпания или нет.
- В России вы можете предъявить претензии перевозчику в течение шести месяцев со дня отмены или задержки рейса. В других странах сроки больше. Например, в Европе претензии принимаются в течение двух лет.
- Заявление можно подать в аэропорту вылета или прилета либо заказным письмом на адрес авиакомпании с подробной описью вложений. Обязательно сохраните копию документа и подтверждение отправки.
- К заявлению приложите копии билетов с отметками о задержке или отмене вылета и копии посадочных талонов, а также чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы.
- Если вы планируете потребовать у перевозчика компенсацию не только за перелет, но и за испорченную поездку, приложите также документы, подтверждающие понесенные убытки в связи с отмененным вылетом: квитанции оплаченных заранее экскурсий, билеты на матчи или концерты, приглашения на семейные праздники. Подобные документы могут послужить основанием для возмещения морального ущерба, если у вашей поездки была четкая цель, например концерт, футбольный матч или свадьба родственника.