Настоятель храма: веселье и поедание блинов на Масленицу должны быть умеренными
Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО подчеркнул, что в эту неделю "обязательно нужно накормить голодного, посетить больного, порадовать немощного человека"
МОСКВА, 20 февраля. /Корр. ТАСС Евгения Пикулева/. Масленица, или сырная седмица, что начинается в понедельник, не должна превращаться в чрезмерное поедание блинов - веселье и питание должны быть умеренными, поскольку это позволит сохранить душевный мир. Такой совет в беседе с корреспондентом ТАСС дал настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.
В этом году Масленица проходит с 20 по 26 февраля, после нее начинается Великий пост.
"Плотно кушать никогда нехорошо. В сырную седмицу хорошо других угощать плотно, а самим есть умеренно. Нужно и поджелудочную поберечь, и организм, да и ум лучше работает, когда желудок не набит - все-таки пища сытная, мучная, жирная. Во всем должна быть умеренность, и в веселье - тоже", - сказал он.
Многовековая христианская традиция
Обращаясь к истокам праздника, протоиерей рассказал, что название "Масленица" начинает встречаться только в XV веке, до этого ее называли "сырной неделей", а сама традиция воздержания от мяса и употребления молочных продуктов за неделю до Великого поста наблюдается с зарождения православной веры. Перед тем, как монахи уходили в пустыню на время поста, им позволялось послабление в аскетической жизни, связанное с употреблением пищи. "Даже в среду и пятницу им разрешалось вкушение молочных продуктов, чтобы поддержать силы, - сказал отец Игорь. - Мы знаем, что монахи и так ведут аскетический образ жизни и вкушают немного, поэтому тут ни о каком обжорстве впрок не могло быть и речи. Но поддержать силы, напитаться белковой молочной пищей им разрешалось".
По его словам, подтверждений тому, что масленичные гулянья связаны с языческим культом, нет, тогда как упоминания о сырной седмице перед постом имеются. "Говорить, что Масленица - это одно, а сырная седмица - это другое, мы, естественно, не можем. Это все восходит к христианской традиции", - подчеркнул настоятель храма.
О сжигании чучела
По словам отца Игоря, об истории традиции сжигания чучела Масленицы говорить сложно, и о ее возникновении можно только догадываться. Он отметил, что чучело сжигали только южные славяне, а в Центральной России разводили костер, в котором сжигались остатки блинов и другой молочной пищи накануне Великого поста.
Одна из гипотез возникновения традиции заключается в том, что она могла прийти с Запада. Служитель церкви пояснил, что в человеческой вере заключены не только духовные, но и физические силы человека, поэтому визуальное воплощение спасение его души тоже очень важно. "Можно предположить, что это образ того, что ждет человека, который не остановится в неумеренном употреблении пищи и удовлетворении своих страстей - его будут ждать адские мучения", - пояснил протоиерей.
О подготовке к Великому посту
Говоря о том, как верующему человеку лучше всего подготовиться в масленичную к Великому посту, отец Игорь сказал, что можно подготовить план - например, поставить себе цель прочитать все Евангелие, отказаться от греха, научиться слушать близких, перестать ругаться и укорять кого-то. В эту неделю еще можно повеселиться, но "обязательно нужно накормить голодного, посетить больного, порадовать немощного человека".
Что касается "моды на пост", когда люди соблюдают диету, пренебрегая исповедью или причастием, то протоиерей отметил, что "православная диета не приносит никакой пользы, если она не совмещена с духовным деланием". "Гастрономический пост - это маленькая ступенька для подчинения тела сердцу, совести, то есть восстановления райского состояния человека. Большее значение имеет сакральная жизнь человека - осознанное участие в таинствах Церкви: исповеди и причастии", - пояснил он. При этом отец Игорь отметил, что "истинный пост есть всего злого отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, сплетней, лжи и клятвопреступления оскудения".