14 МАР, 19:53

ГОСТ на ямы: госстандарты в сфере безопасности движения могут стать обязательными

За нарушение нормативов предлагается штрафовать на сумму до 500 тыс. рублей

Министерство внутренних дел предлагает сделать государственные стандарты (ГОСТы) и строительные нормы и правила (СНиПы) обязательными. Пока что они носят только рекомендательный характер. Правда, перемены могут коснуться только сферы обеспечения безопасности дорожного движения. Проект постановления размещен на портале проектов нормативных актов.

Что делать, если вы попали в яму и повредили машину

Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, потому что такая ситуация является дорожно-транспортным происшествием. После этого нужно взять у полицейских справку о ДТП. В случае, если автомобиль застрахован по каско, надо обратиться в свою страховую компанию, где вам выплатят компенсацию. Если же каско нет, то следует воспользоваться услугами независимой страховой компании или оценщиков. Они установят повреждения и высчитают стоимость ремонта. После этого пишется досудебная претензия, к которой прилагается справка о ДТП. С этими документами надо обратиться в организацию, на балансе у которой находится дорога (это может быть администрация вашего города, округа или района). Дальше есть два варианта: либо ведомство признает претензию и выплатит компенсацию, либо откажет в письменной форме. Во втором случае придется обращаться в суд. По словам автомобильных юристов, Фемида встает на сторону водителя в 90% случаев.

В перечне стандартов, которые могут стать обязательными к исполнению, есть требования к состоянию дорожного покрытия, ограждений, светофоров, знаков, разметки и наружной рекламы вдоль трасс. Помимо этого, в список входят средства для обеспечения безопасности движения пешеходов с нарушениями зрения и слуха, а также обеспечение доступности зданий и сооружения для маломобильных граждан (отдельные главы документа регламентируют парковки для людей с инвалидностью).

В пояснительной записке к документу сообщается, что сейчас ГОСТы и СНиПы относятся к документам, которые применяются на добровольной основе. Эту информацию ТАСС подтвердили и в Росстандарте. Правда, в ведомстве подчеркнули, что речь идет о тех нормах, которые не указаны в технических регламентах России и Таможенного союза. Они обязательны уже сейчас.

"Калабашкой" по "нестандартам"

В числе предписаний есть и ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Этот документ в народе называют "ГОСТ на ямы", потому что именно он регулирует максимальные размеры повреждений дорожного покрытия на дорогах. Выбоины не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см, а глубине — 5 см. Кроме того, на 1000 кв. км должно быть не больше трех таких дефектов. Правда, в весенний период, когда температура воздуха регулярно "скачет через ноль" (то есть ночью уходит в минус, а днем прогревается до плюса), допускается семь выбоин. Причем ямы должны быть заделаны не позже чем через 10 суток после появления дефекта.

По данным проекта "Общероссийского народного фронта" (ОНФ) "Дорожная инспекция/Карта убитых дорог", в ненормативном состоянии находятся больше 5 тыс. км российских трасс — среди них как междугородние шоссе, так и городские улицы. Активисты ОНФ проверяют состояние покрытия при помощи "калабашки" — деревянного бруска, габариты которого вписываются в ГОСТ. Если выбоина больше норматива, "фронтовики" отмечают дорогу на специальной карте. Поставить неудовлетворительную оценку покрытию может любой человек — достаточно сфотографировать ямы и прислать фото через интернет-сервис

Полмиллиона за яму

Первый зампред комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что признание ГОСТов обязательными может улучшить безопасность российских дорог: "Сейчас эти стандарты носят добровольный характер применения. Но какой же это стандарт, если он добровольный? Его могут выполнять, могут не выполнять. А ведь это стандарты, касающиеся дорожной безопасности, от этого зависит количество ДТП, жизни и здоровье наших сограждан".

По словам Лысакова, введение обязательных требований вкупе с поправками в Кодекс об административных правонарушениях позволит штрафовать дорожные службы и владельцев трасс на существенные суммы — до полумиллиона рублей: "Сейчас ГИБДД выписывают предписания в орган о том, что надо отремонтировать дорогу. Но эти предписания остаются нереализованными, не принимаются в работу. В том числе это происходит из-за необязательности требований госстандартов. Мы недавно приняли закон, который позволит штрафовать за невыполнение предписаний на сумму до 500 тыс. рублей". По мнению депутата, это будет мотивировать дорожников на более ответственное отношение к своей работе. 

Устранение симптомов

Другого мнения придерживается председатель общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин. По его словам, состояние дорог напрямую зависит от финансирования, а не от ГОСТов. В качестве примера он приводит содержание и ремонт федеральных магистралей. Уже 10 лет средства на эти цели закладываются в бюджет автоматически. В результате сеть находится в нормативном состоянии на 70 процентов. Такая же или даже лучшая ситуация в Москве и еще нескольких городах, где в бюджете есть деньги на ремонт и содержание улиц. "Но у большинства регионов денег на нормативное содержание и ремонт дорог нет, они в бюджете не предусмотрены", — считает Блинкин. По его словам, такая ситуация приводит к тому, что дорожники устраняют симптомы, а не "лечат" причину плохого состояния дороги: "У администрации нет денег на капремонт, на организацию нормального водоотвода с дороги. Поэтому делают заплатку, которая через два-три месяца отвалится, и на дороге снова будет яма".

Кроме того, по словам Блинкина, если город ремонтирует дорогу, то подрядчик дает на нее гарантию и устраняет дефекты за свой счет. "Проблема в том, что во многих городах таких подрядчиков нет", — сказал Блинкин. 

Требуйте компенсации

Автоюрист центра "Автоликбез" Дмитрий Славнов сомневается, что введение обязательных ГОСТов приведет к массовому улучшению качества дорог в России. "Вряд ли все изменится. Может, и заделают крупные ямы, а маленькие останутся", — считает Славнов.

В то же время он сказал, что уже сейчас автомобилисты вправе требовать компенсацию за поврежденную по вине дорожников машину. Причем Славнов настаивает на том, что это не только право, но и обязанность автолюбителей: "Если автовладелец попал в яму и повредил свой транспорт, то он не просто может, он обязан потребовать возмещение от подрядчика, который занимался ремонтом дороги. Правильная позиция именно такая: я должен обратиться, и мне должны выплатить компенсацию. Это не вина водителя, что он попал в яму, это вина дорожных служб, которые положили асфальт не по стандарту".

При этом юрист полагает, что если из-за плохого состояния дороги произошло ДТП, то виновнику сложно будет привлечь подрядчиков к ответственности. В Правилах дорожного движения существует пункт 10.1, который требует от водителя выбирать скорость, исходя из дорожных и погодных условий, а при возникновении опасности — тормозить. "Если водитель увидел яму и попытался увильнуть, объехать ее, и при этом он задевает другую машину — это его вина. Доказать, что он "уходил" именно от ямы, будет сложно", — уверен Славнов. 

Сергей Круглов

Читать на tass.ru