Верховный суд РФ разъяснил, как квалифицировать кибермошенничества
ВС впервые объяснил вопросы применения статей о мошенничестве, введенных в УК в 2012 году
МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Верховный суд России подготовил разъяснения судьям о квалификации кибермошенничеств, а также мошенничеств с банковскими картами.
В подготовленном постановлении пленума ВС РФ "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" он впервые разъяснил вопросы применения веденных в Уголовном кодексе (УК) в 2012 году новых статей о мошенничестве, проанализировав практику их применения.
Статья "Мошенничество в сфере компьютерной информации" (159.6 УК РФ) предполагает "целенаправленное воздействие программных или программно-аппаратных средств на серверы, компьютеры, в том числе переносные (портативные) - ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны), <...> или на информационно-телекоммуникационные сети <...>, что позволяет виновному или иному лицу незаконно завладеть чужим имуществом или приобрести право на него". Такой вид мошенничества требует дополнительной квалификации по статьям УК о неправомерном доступе к компьютерной информации или о создании, использовании и распространении вредоносных программ.
Если же виновный в хищении просто воспользовался учетными данными собственника (тайно либо путем обмана воспользовался телефоном потерпевшего, подключенным к услуге "Мобильный банк", авторизовался в системе интернет-платежей под известными ему данными другого лица и тому подобное), такие действия подлежат квалификации по статье "Кража".
Хищение чужого имущества путем распространения заведомо ложных сведений в интернете (например, создание поддельных сайтов благотворительных организаций, интернет-магазинов, использование электронной почты), следует квалифицировать как обычное мошенничество (по ст. 159 УК РФ).
Мошенничества с платежными картами
Статья "Мошенничество с использованием платежных карт" (159.3 УК РФ) может применяться в случаях, когда при хищении средств с помощью поддельной или принадлежащей другому лицу карты работник банка, торговой или иной организации намеренно вводится в заблуждение о принадлежности карты, в том числе и "путем умолчания о незаконном владении картой". Если же речь идет о простом снятии средств из банкомата, это должно квалифицироваться как кража.
Как кражу следует квалифицировать и хищение безналичных средств с помощью персональных данных владельца, данных платежной карты, пароля, переданного злоумышленнику самим держателем платежной карты под воздействием обмана или злоупотребления доверием.
Изготовление, хранение, перевозку поддельных платежных карт, а также технических устройств и компьютерных программ, предназначенных для неправомерного приема, выдачи, перевода денежных средств, если по независящим от него обстоятельствам виновных не смог довести умысел на хищение средств до конца, следует квалифицировать как приготовление к преступлению (краже или одному из видов мошенничества).
В свою очередь, продажа непригодных к использованию поддельных платежных карт, технических устройств и компьютерных программ якобы для неправомерного получения денежных средств образует состав мошенничества или мелкого хищения.
Если же виновный изготовил или приобрел поддельные платежные карты для того, чтобы самому совершить хищение в крупном или особо крупном размере, но по независящим от него обстоятельствам не смог ими воспользоваться, это следует квалифицировать как приготовление к хищению и одновременно как оконченное преступление по ст. 187 УК РФ ("Неправомерный оборот средств платежей").