Дискуссия "ТАСС Говорит: СРАЖЕНИЯ" прошла в рамках выставки "Главные кадры"
Участники обсудили самый сложный вопрос военного журналиста и фотографа "Стоит ли рисковать жизнью ради фотографии и можно ли снимать смерть?"
МОСКВА, 16 ноября. /ТАСС/. Российские фотографы приняли участие в дискуссии "ТАСС Говорит: СРАЖЕНИЯ", прошедшей в рамках выставки "Главные кадры. ТАСС открывает фотоархивы", сообщает корреспондент ТАСС с места событий.
Участники дискуссии обсудили самый сложный вопрос военного журналиста и фотографа "Стоит ли рисковать жизнью ради фотографии и можно ли снимать смерть?", а также проанализировали, как изменилось изображение человеческих страданий за последние 150 лет.
Ужасы войны
Дискуссия затронула роль фотографии как инструмента формирования ненависти к войне не только в годы Великой Отечественной войны, но и в наши дни. Участники сошлись во мнении, что фотокорреспонденты не могут решить проблемы войны и мира своими снимками. Они способны лишь обозначить эти проблемы. Затрагивая вопрос этики на войне, призер World Press Photo 2001 (первое место в номинации "Главные новости" и третье - в номинации "Люди в новостях"), обладатель 17 наград на фестивале "Интерфото" в различных номинациях Владимир Веленгурин высказал мнение, что фотокорреспондент должен "снимать все, включая и ужасы войны".
Шестикратный лауреат и трижды член международного жюри World Press Photo Владимир Вяткин считает, что показывать войну "в лоб", фотографируя смерть, нельзя. "Нужно снимать художественно-исторические документальные образы войны. Через глаза матери, потерявшей сына в бою, можно сказать о войне намного больше", - сказал Вяткин.
Личный опыт
Участники дискуссии "ТАСС Говорит: СРАЖЕНИЯ" знают о войне не понаслышке. Они не только поделились своим многолетним опытом и реальными историями с мест военных действий. Так, Вяткин, побывавший на 11 войнах, рассказал, что самыми страшными для него были войны во Вьетнаме и Югославии. "Война войне - рознь. Но, если война моноязычная, как, например, в Афганистане или Чечне, то это сложнее всего", - сказал фотограф.
Веленгурин рассказал, как сделал снимок стрингера агентства Reuters, который погиб спустя несколько минут их знакомства. "Это было в мае 2004 года в Грозном, когда во время парада случился взрыв на трибуне, где сидело руководство страны. Я также пострадал, но, когда очнулся, увидел в лужи крови фотографа, с которым только что познакомился. Я просто опустил фотоаппарат и, проходя мимо него, сделал несколько снимков", - сказал Веленгурин.
Военный снимок, как документ
Не все снимки, сделанные фотографами во время военных действий, уместны для публикации в СМИ. Многие из них по морально-этическим соображениям так и остаются в архивах. Экс-руководитель фотослужбы журнала "Огонек" Наталья Ударцева считает, что нельзя публиковать очень натуралистические кадры. "Они вызывают чувства ужаса, паники, а не сочувствия", - полагает она.
"Для меня война - это не тема. Это место съемки. А фотография - документ, за которым стоят многие вопросы", - сказал Вяткин.
О выставке
В экспозиции "Главных кадров" представлены свыше тысячи фотографий более 250 авторов, сотрудников фотослужбы ТАСС разных лет, заслуженных и известных мастеров фотографии. Кроме того, посетителей ждет экспозиция раритетной техники ТАСС - телетайпов и фототелеграфных аппаратов, которые обеспечивали передачу изображений и текстов по всему миру.
Специальный раздел выставки посвящен снимкам, сделанным в XXI веке. Мультимедийная инсталляция демонстрирует современную жизнь России и ее главные события, отраженные в работах тассовских фотомастеров.
Фотовыставка проходит при поддержке Министерства культуры РФ, генеральный спонсор - Банк ВТБ. Генеральные информационные партнеры: "Известия", телеканалы РЕН ТВ и "Пятый канал". Официальные информационные партнеры: "Российская газета" и "Комсомольская правда". Информационные партнеры: газета Metro, издательство "Семь Дней" и сайт "Ваш досуг".
Вход на выставку "Главные кадры", работа которой продлится до 24 ноября, бесплатный для всех посетителей.