Ветераны полярных конвоев и их потомки соберутся в Исландии для участия в конференции
Ее итогом может стать подписание декларации или меморандума о создании ассоциации "Братство союзных конвоев"
МОСКВА, 14 августа. /ТАСС/. Ветераны полярных конвоев, перевозивших по морю стратегические грузы из стран антигитлеровской коалиции в СССР в годы Второй Мировой войны, а также их потомки соберутся во вторник в Рейкьявике, где в течение нескольких дней пройдут памятные мероприятия и учредительная конференция Международной ассоциации "Братство союзных конвоев". Об этом ТАСС в преддверии события рассказал вице-президент Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Полярный конвой" Игорь Козырь.
"Мы считаем, что самым главным (итогом конференции - прим. ТАСС) будет <...> декларация или меморандум о создании такой ассоциации ("Братство союзных конвоев" - прим. ТАСС). Ветеранов осталось мало, но, к счастью, их дети и внуки хотят продолжать эти традиции дружбы, сотрудничества, популяризации истории военно-экономического сотрудничества стран антигитлеровской коалиции", - сказал Козырь, который также примет участие в мероприятиях в Исландии.
Во вторник участники из Великобритании, Исландии, Канады, Франции, России, США прибудут в Рейкьявик. Из Санкт-Петербурга приедет ветеран Полярных конвоев Тарас Гончаренко - "ветеран легендарного парохода "Старый большевик", ему 90 лет", -рассказал Козырь. Из Канады прилетит 96-летний ветеран, служивший в британских ВМС, Рольф Монтей.
Основная программа начнется утром в среду, когда состоится митинг и церемония возложения венков к памятнику морякам союзных конвоев на мемориальном кладбище "Фоссвогскиркьюгардюр". "Мы получили подтверждение о том, что в церемонии возложения венков на мемориальном военном кладбище примет участие президент Исландии", - сказал собеседник агентства.
Позднее в этот же день запланировано проведение церемонии возложения венков к монументу морякам Арктических конвоев в Хвальфьорде (Китовом фьорде) в нескольких километрах севернее исландской столицы, где союзники по антигитлеровской коалиции непосредственно формировали конвои с оружием и военной техникой для Красной Армии. Также участники посетят недавно открывшийся там Музей войны и мира, в котором есть экспозиция, посвященная союзным конвоям.
Конференция, на которой планируется принять решение об учреждении ассоциации "Братство союзных конвоев", состоится в посольстве РФ в Исландии 16 августа. В ее работе, наряду с ветеранами Второй мировой войны и их потомками, примут участие представители Музейного комплекса "Русские конвои" в шотландском Лох-Ю, Ассоциации крейсера ВМС Великобритании "Белфаст", директор Музея войны и мира в Хвальфьорде, историк и писатель из США и представитель одного из департаментов министерства обороны Франции. Мероприятие проводится по инициативе Санкт-Петербургской региональной организации "Полярный конвой" при поддержке посольства РФ в Исландии и Русского культурного центра в Исландии.
О полярных конвоях
Арктический маршрут союзных конвоев (грузы доставлялись также по Тихому океану и через Иран) был самым коротким (10-12 дней), но считался наиболее опасным, по нему шли самые срочные, оперативные грузы, прежде всего, оружие и военная техника. Он обеспечил более 90% поставок по ленд-лизу, однако до 15% отправленных по нему грузов затонуло из-за гибели кораблей. В Мурманск и Архангельск было доставлено более 22 тыс. самолетов, свыше 13 тыс. танков, 13 тыс. орудий, 639 кораблей и другие важные грузы, в том числе продовольствие на сумму более $2 млрд, что обеспечило около 12% потребностей и фронта и тыла.
В 1941-1942 годах все полярные конвои, начиная с PQ-0 ("Дервиш"), до PQ-17 формировались в Исландии, сначала на восточном побережье в Сейдисфьорде, затем на западном - в Рейкьявике и Китовом фьорде. Тяжелые бои в Арктике весной-летом 1942 года, трагедии конвоев PQ-17/QP-13 обозначили необходимость искать более безопасные маршруты, основной грузопоток стал смещаться на дальневосточное и южное направления, на северном направлении в качестве пункта формирования конвоев приоритет был отдан Шотландии. За годы войны в обоих направлениях весь арктический маршрут прошли 1398 судов, потери составили 87 судов, 69 из которых пришлись на 1942 год.