Совфед проверит изъятие из школ учебников с ошибками о событиях на Украине и в Крыму
Речь идет о достоверности и корректности с юридической и политической точек зрения описания событий в стране в 2013-2014 годах
МОСКВА, 24 августа. /ТАСС/. Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре направит запрос в Министерство просвещения РФ, чтобы узнать, остались ли в школьных библиотеках учебники истории с некорректным изложением событий на Украине и в Крыму. Об этом ТАСС сообщила в пятницу первый зампред комитета Лилия Гумерова.
Ранее Совет Федерации по предложению спикера палаты Валентины Матвиенко поручил профильному комитету СФ изучить российские учебники по истории на предмет достоверности и корректности с юридической и политической точек зрения описания событий на Украине в 2013-2014 годах. Такое решение было принято после того, как сенатор от Крыма Сергей Цеков заявил, что в учебнике 10-го класса "История России: начало XX - начало XXI века" издательства "Дрофа" события, предшествующие воссоединению Крыма с Россией весной 2014 года, излагаются как революционные.
Как рассказала Гумерова, в настоящее время два российских учебника описывают события этого периода: это собственно учебник, к которому возникли претензии и "История России" под редакцией ректора МГИМО Анатолия Торкунова (издательство "Просвещение"). Вторая книга нареканий не вызвала.
Сенатор сообщила, что комитет направил письмо на имя министра образования и науки РФ [так звучала должность до реорганизации структуры правительства РФ] Ольги Васильевой относительно учебника издательства "Дрофа" и получили ответ за ее подписью, где глава ведомства подтверждает некорректное, не соответствующее исторической действительности отражение событий марта 2014 года.
"В частности в учебнике не определены причины событий, а ключевым фактором самоопределения Крыма и Севастополя показаны не внутренние причины и события, а решение России "временно взять на себя сохранение мира на преимущественно русскоязычном полуострове". Такая трактовка, мягко говоря, вызывает удивление", - сказала Гумерова.
Ошибки устранены
Она также рассказала, что генеральный директор издательства "Дрофа" в ответ на письмо министерства признал обозначенные ошибки и сообщил, что в параграф учебника, где раскрывается вопрос о событиях на Украине и воссоединении Крыма и Севастополя с Россией, были внесены изменения.
"Понятно, что в новой редакции учебника все исправлено. Но сейчас нам важно оперативно изъять все то, что есть в обороте [в прежнем варианте]. Мы обязательно направим запрос в Министерство просвещения РФ, чтобы выяснить, остаются ли эти учебники в старой редакции в школьных библиотеках, используются ли они и как оперативно убрать их из оборота", - сообщила первый зампред комитета СФ.
При этом, по мнению парламентария, финансовую ответственность за ошибки при описании важных исторических событий должны нести в том числе и сами издательства. "Почему государство должно дважды нести финансовую нагрузку?", - задалась вопросом Гумерова.
Она также рассказала, что на последнем заседании научно-методического совета по учебникам при министерстве были внесены изменения в положение, которое регулирует его работу, и теперь в нем четко прописано, что "издательство несет ответственность за качество изложения материала" в учебниках, так же как и эксперты, которые дают положительные заключения.
Единое образовательное пространство
Говоря в целом о проблеме большого количества учебных пособий и книг, по которым дети учатся в школе, сенатор отметила, что необходимо сегодня "смело идти по пути создания единого образовательного пространства, уменьшения количества учебников, их жесткой экспертизы с точки зрения интересов страны". Она заметила, что это работа не одного дня, но ее нужно проводить. И в этом вопросе, по мнению Гумеровой, важно прислушиваться и к педагогам, и к родителям "в качестве общественной экспертизы".
"Взглядом с земли иногда видно, насколько что-то представлено неправильно, некорректно. Я думаю о возможности обсудить с министром просвещения, чтобы пожелания широкой общественности имели возможность попадать на научно-методический совет по учебникам. Чтобы это был некий сбор жалоб и предложений, который рассматривали бы эксперты. Такую обратную связь с широкой общественностью мы должны наладить", - подчеркнула первый зампред комитета СФ.