Эксперты расходятся во мнениях, нужен ли в школах обязательный ЕГЭ по истории Отечества
Экзамен могут ввести в 2022 году
МОСКВА, 2 ноября. /ТАСС/. Введение третьего обязательного единого госэкзамена - по истории Отечества, который нынешние восьмиклассники по инициативе Минпросвещения РФ могут начать сдавать в 2022 году, - помимо очевидных плюсов имеет и оборотную сторону, считают опрошенные ТАСС эксперты.
Часть из них уверена, что инициатива укрепит патриотизм школьников, другие указывают на объективные проблемы при реализации, третьи считают, что экзамен станет очередной повинностью и лишь отобьет у школьников любовь к истории.
Представители власти и образовательных учреждений сошлись во мнении, что прежде необходимо решить вопросы комплектования кадров и как следствие - повысить качество знаний школьников, поскольку на данный момент для введения нового обязательного ЕГЭ его явно недостаточно.
После того как Министерство просвещения анонсировало возможное введение с 2022 года обязательного ЕГЭ по истории Отечества, количество обязательных госэкзаменов у выпускников школ через четыре года может удвоиться. К испытаниям по русскому языку и математике добавятся не только история, но и иностранный язык, который также планируется ввести с 2022 года. В пилотном режиме ЕГЭ по истории Минпросвещения может запустить уже с 2020 года.
Плюсы нововведения
Сторонников обязательного ЕГЭ по истории в числе экспертов оказалось много. Однозначно за его введение выступил депутат Госдумы, член комитета по образованию и науке Алексей Загребин: по его мнению, без знания истории сложно говорить о формировании патриотизма. Задания на экзамене, по мнению депутата, должны быть как минимум двух уровней - общего для всей страны и регионального.
"Без знания местной истории сложно понимать общероссийские тенденции, - пояснил он, - В каждом регионе должен быть свой региональный исторический компонент. Говорить об общероссийских процессах, не опираясь на почву родной земли, - все равно что висеть в воздухе".
Поддержали идею и представители национальных республик. В частности, директор социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета Муслим Тамазов считает, что такая мера станет еще одним шагом к интеграции российского общества.
"Мы должны знать историю совместного проживания. Очень часто в соцсетях всплывают материалы, связанные с конфликтами... а этот экзамен позволит обратить внимание на те положительные аспекты, которые связаны именно с совместным проживанием, совместным решением проблем в истории нашей страны", - сказал собеседник агентства.
Председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов указал на то, что ЕГЭ по истории сможет вызвать дополнительный интерес школьников к другим предметам. "Введение экзамена повлечет рост интереса и к литературе - как классической, так и современной. К примеру, "Война и мир" Толстого... становится отправной точкой углубленного изучения важнейших исторических событий", - пояснил он.
Аргументы против
Впрочем, часть опрошенных, главным образом представители образовательной сферы, настроены скептически - они считают, что ЕГЭ по истории станет для учеников очередной повинностью.
Так, министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман готов исполнить решение Минпросвещения, если таковое будет принято, однако уверен, экзамен не побудит детей искренне полюбить историю. "Любовь к истории прививается учителям на уроках, родителями, бабушками и дедушками и социумом, который вокруг. И, конечно, дополнительным образованием - на этом надо сосредоточиться. А ввести экзамен... Если мы хотим привить любовь к родной истории, то менее всего она прививается экзаменом", - сказал он в беседе с ТАСС.
Не приветствует предполагаемый экзамен и декан исторического факультета Таврической академии Крымского федерального университета Александр Герцен. "Школьники по факту занимаются тем, чтобы выучить основные даты исторических событий, а творческого подхода нет", - в частности, отметил он.
Скептически отнесся к идее известный историк и публицист, учитель истории и один из основателей Санкт-Петербургской классической гимназии № 610 Лев Лурье. "ЕГЭ по истории и так могут сдавать те, кто хочет поступать на гуманитарные факультеты. Почему история, а не литература - она тоже учит патриотизму. Я не вижу никаких причин, так сказать, государственных", - сказал собеседник агентства.
Что думают педагоги
Со своей стороны, представители отдельных регионов отмечают, что у них не возникнет проблем с организацией нового обязательного госэкзамена. Так, по словам директора ставропольской гимназии №24 Александры Будяк, его можно ввести даже раньше предлагаемых сроков. "Мы как учителя готовы к этому полномасштабно и серьезно", - сказала она.
Между тем коллеги-педагоги высказывают сомнения по поводу возможного скорого введения ЕГЭ по истории. В числе доводов против они приводят нехватку учителей, особенно в сельских школах, и недостаток мер поддержки педагогов, которые могли бы сыграть не последнюю роль в привлечении новых кадров.
"Я за то, чтобы человек, живущий в нашей стране, знал историю своего государства. Но, думаю, к 2022 году нам рановато переходить на обязательный экзамен", - сказала директор старейшей во Владивостоке гимназии № 1 Елена Артеменко. По ее словам, даже если закрыть глаза на и так высокую нагрузку на учеников, остается нерешенной проблема отсутствия достаточного качества методической базы и нехватки учебных часов по истории.
Представитель управления образования и науки Тамбовской области Ирина Панасина добавила, что при введении обязательного ЕГЭ по истории обнажится проблема нехватки кадров. По ее словам, для подготовки к обязательному экзамену необходимо достаточно много педагогов, которым нужно будет проходить переподготовку и изучать новые методики, а это потребует и времени, и определенных вложений.
В школе № 22 хутора Красная Улька Майкопского района Адыгеи учатся порядка 200 школьников. Поэтому в этой сельской школе, как и многих других, только один учитель истории, рассказала директор образовательного учреждения Анна Марченко. "Он достаточно молод, энергичен, школа для него родная, и пока его энтузиазма хватает. Но нагрузка у него колоссальная: он ведет уроки с пятого по одиннадцатый классы, это ежедневно шесть уроков, плюс внеурочка по два часа каждый день, итого восемь уроков в день", - отметила Марченко.
Как рассказала и. о. директора средней общеобразовательной школы села Правда Сахалинской области Наталья Владыкина, чтобы реализовать инициативу с еще одним обязательным ЕГЭ, нужно усиливать меры поддержки педагогов. "Если нет на селе жилья, оно для молодых учителей и не появится. Даже для очень и очень нужного молодого специалиста", - подчеркнула она.
Еще одна важная проблема в рассматриваемом контексте - неготовность самих школьников, отмечают эксперты. Например, в Якутии, по словам и.о. министра образования и науки республики Владимира Егорова, есть школы, прежде всего сельские, где выпускники не выбирают ЕГЭ по истории, поскольку осознают недостаточный уровень подготовки по этому предмету.