27 МАЯ, 11:36

Москва будущего: метро, дороги и жилье в центре

Мечта столичных властей пересадить существенную часть потока на метро, начинает сбываться

Одной из причин сложившейся транспортной ситуации на московских дорогах  является сосредоточение рабочих мест в пределах ЦАО: утром все потоки идут в центр, а вечером из него. Получат ли москвичи пригодную для жизни среду обитания? Получат, утверждает Максим Перов, член Правления Союза Архитекторов России,  но только в том случае, если центр начнут разгружать от бесконечных контор и фирмочек, сидящих в каждом дворе. Тогда четыре московские хорды и новый пересадочный контур метро, дадут результат.

Четыре хорды Москвы

«Скоростные хордовые дороги» были запланированы в Советском Союзе еще сорок лет назад. Толчком к такому предложению проектировщиков, по одной из версий, стал бум на ВАЗе: в 1970 году завод начал выпускать по 20 тысяч Жигулей в месяц, и Генплан 1971 года явился своего рода ответом Москвы тольяттинскому заводу. Интересно, что тогда в Генплане столицы по трассам запланированных хорд были оставлены специальные «коридоры», не предполагавшие никакой застройки. Но время шло, прокладка дорог не начиналась из-за отсутствия денег, а потом не стало и самой страны. Сегодня эти четыре хорды нанесены на карту во многом в первозданном, советском, виде. Как считают специалисты, они способны решить часть транспортных проблем города.

«Четыре московские хорды – это некий аналог Четвертого кольца, которое решили не делать из-за гигантских затрат, - рассказывает архитектор Максим Перов. - Хорды дешевле, и это практически то же самое кольцо: не все ли равно, оно в виде ромба или в виде овала? Для транспорта это не имеет никакого значения. Пройдут хорды  между Третьим кольцом и МКАД и сильно облегчат ситуацию. Ведь Москва не является радиально-кольцевым городом – это  легенда. Москва – радиальный город и недоделанный кольцевой, потому что колец маловато. Радиусы-то есть, а, условно говоря, из Мневников в Медведково проехать тяжеловато. Вот эти узкие места и «разошьют» хорды».

Северо-Западная, Северо-Восточная, Юго-Восточная хорды и Южная рокада – так будут называться дороги, которыми скоро прирастет город. Публичные слушанья по Северо-Западной хорде уже состоялись, участок этой дороги - движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю - может быть запущен в нынешнем году. Пройдет хорда от Сколковского до Ярославского шоссе. Северо-Восточная протянется вдоль железных дорог, по готовому участку Четвертого кольца и свяжет трассы Москва-Санкт-Петербург и Москва-Нижний Новогород. Юго-Восточная - от шоссе Энтузиастов до Варшавского шоссе. А Южная рокада соединит Рублевское шоссе и Каширку. Кстати, по замыслу московских проектировщиков 1971 года, четыре хорды должны были взаимодействовать с пятью кольцами: достроенным Бульварным, Садовым, Третьим, Четвертым и МКАД. Как мы видим, сегодня колец только 3. Да и «коридоры», оставленные советскими проектировщиками вдоль будущих хорд, уже в значительной степени  застроены. Отсюда недовольство людей, у которых под окнами побежит скоростная магистраль. Некоторые специалисты также критикуют идею хай-вея в черте городе. Однако Максим Перов не согласен: «Скоростная трасса городу не повредит. Ему вредят дороги смешанного назначения. Например, участок Третьего кольца в районе Беговой, который и скоростная дорога, и городская улица. Именно там пробки».

Транспортные проблемы столицы связаны еще и с тем, что улично-дорожная сеть у нас недоразвита: она занимает около 8% от площади города, при мировой норме 20-24%. Коэффициент перепробега - соотношение расстояния по прямой между двумя точками в Москве (если мерить по воздуху) и расстояния, которое мы вынуждены проезжать по имеющимся дорогам - составляет около 1.5.  Норма в мире – 1.2. То есть москвич «наматывает» за день в среднем на 20% больше, чем житель Лондона или Парижа, потому что едет извилистыми путями. Хорды дадут нам больше вариантов прямого попадания в нужную точку.

И еще четыре – под землей

Мечта столичных властей пересадить существенную часть потока на метро, начинает сбываться. Правда, пока от неизбежности – метро хоть как-то экономит время. А если оно еще и станет удобным, многие добровольно оставят машину у дома в будние дни. За 7 лет Москва планирует построить 70 новых станций, некоторые линии выйдут в область. Согласно новым планам, от Третьего пересадочного контура в виде кольца решено отказаться, он будет также составлен из четырех хордовых линий. Напомню, что первым пересадочным контуром считаются все пересадки внутри Кольцевой линии метро, а вторым – сама Кольцевая. «Да, все правильно, - комментирует эти планы Максим Перов. - Третий пересадочный контур давно нужен. К тому же, Московская кольцевая железная дорога делается пассажирской - прекрасно! Появился единый билет, чтобы люди максимально использовали железнодорожный транспорт внутри города, этот ресурс у нас недоиспользован. В Берлине, например, вообще различия нет: U-Bahn и S-Bahn – наземное метро и подземное метро. Но все это, к сожалению, не решит проблему перемещения людей в целом, пока не изменится сегодняшняя структура мест приложения труда. Новое метро будет переполнено в центре, как и сейчас».

Москва 3.0

Каким может быть центр, освобожденный от засилья мелких арендаторов? Он может развиваться в мировой «идеологии 3.0», считают эксперты: с публичными пространствами, грамотным озеленением и со смешанной застройкой, которую предполагает современная урбанистика. «В мире уже отошли от концепции чисто офисных или чисто спальных районов, это признано не вполне эффективным. Спальные районы достаточно грустны, и в них сложно внести какие-то дополнительные функции, а офисные, вымирающие в 8 вечера, тоже малоинтересны. Поэтому смешанная застройка для центра – это вполне нормально. Кому-то нравится жить в центре, а значит здесь можно строить жилье – элитное, конечно», - резюмирует Максим Перов.

Остается только пожелать благим идеям стать реальностью. Как мы знаем, планов в Москве рождается и уходит в небытие немало. Причем, уходят они вместе с бюджетными деньгами. Взять хотя бы скоростной трамвай и монорельсовую дорогу: трамвай до сих пор не родился, а монорельс, съев хороший кусок финансов, не справляется со своими обязанностями и может быть приговорен к высшей мере. Тем временем, в мире уже говорят об электромобиле и размышляют об электронных маршрутах – специальных направляющих внутри дорожного покрытия, встав на которые, автомобиль координируется GPS.

 

Зоя МирославскаяЗоя Милославская - журналист, теле-радиоведущая. 

 

 

 


Читать на tass.ru