Верховный суд России разъяснил, когда покупка шпионской техники не образует преступления
Как заявил судья ВС РФ Петр Кондратов, разъяснения пленума призваны "исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности"
МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Покупка трекера для отслеживания собственного ребенка, охраны автомобиля или животных не образует состава преступления за оборот шпионской техники. Это разъяснил пленум Верховного суда России в принятом во вторник постановлении "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 УК РФ)".
"Не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ ("Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации") действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными, и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан", - пояснил пленум.
И само по себе приобретение специальных технических средств "не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 138.1 УК РФ, если его умысел не был направлен на приобретение или сбыт именно таких средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения)", говорится в постановлении пленума.
Как пояснил ранее, представляя проект постановления, судья Верховного суда РФ Петр Кондратов, граждане нередко покупают, в частности, трекеры против угона автомобиля или присмотра за детьми. "Однако приобретение таких устройств, в том числе посредством общедоступных интернет-ресурсов, где они рекламируются как бытовые приспособления, может оказаться весьма небезопасным для приобретателя с точки зрения уголовного преследования", - заметил он. По его словам, разъяснения пленума призваны "исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности".
По данным судебной статистики, если в 2011 году по ст. 138.1 УК РФ были осуждены 49 человек, то в 2016 году - 236, а в прошлом году - 257 человек.
Как ранее сообщили ТАСС в Следственном комитете России, к чьей подследственности относится эта статья УК, в 2015 году были зарегистрированы 385 таких преступлений, к ответственности привлечены 344 человека, в 2016 году - 331 преступление, выявлены 296 причастных к ним лиц. Среди выявляемой техники - шариковые ручки со скрытой видеокамерой, портативные радиомикрофоны, миниатюрные видеокамеры, закамуфлированные, например под сетевой фильтр или блок пожарной сигнализации. Если сам предмет может стоить недорого, от полутора до двух тысяч рублей, то уголовный штраф может достигать 200 тыс. рублей.
Внедрение "жучков"
В свою очередь пленум отметил, что внедрение в квартиру прослушивающих устройств или скрытых видеокамер подпадает под статью 139 УК РФ ("Незаконное проникновение в жилище"), даже если установивший их сам не входил в квартиру.
"По смыслу статьи 139 УК РФ незаконное проникновение в жилище может иметь место и без вхождения в него, но с применением технических или иных средств, когда такие средства используются в целях нарушения неприкосновенности жилища (например, для незаконного установления прослушивающего устройства или прибора видеонаблюдения)", - говорится в принятом во вторник постановлении пленума.