Томос о предоставлении автокефалии новой украинской церкви после подписания всеми членами синода Константинопольского патриархата вернулся из Стамбула на Украину. Этот церковный указ означает, что на Украине создана новая церковь. При том, что существует каноническая Украинская православная церковь (УПЦ) Московского патриархата. Как произошел разрыв отношений между двумя поместными православными церквями мира и чего можно ожидать в результате — в материале ТАСС.
Создание новой церковной структуры на Украине
15 декабря 2018 года в Киеве под руководством представителей Константинопольского патриарха и при непосредственном участии президента Украины Петра Порошенко собрался так называемый объединительный собор двух неканонических религиозных организаций: "Киевского патриархата" и "Украинской автокефальной православной церкви" (УАПЦ) (всего 190 человек, большинство — члены "Киевского патриархата"). Из числа 97 архиереев канонической Украинской православной церкви к раскольникам примкнули только двое — митрополиты Симеон (Шостацкий) и Александр (Драбинко). Позднее оба они были лишены сана и отстранены от управления своими епархиями решением Синода УПЦ.
По итогам мероприятия Порошенко объявил о создании в стране новой церковной структуры — "Православной церкви Украины" (ПЦУ). Она получила статус "автокефальной церкви" в составе Константинопольского патриархата. Ее возглавил "митрополит Киевский и всея Украины" Епифаний (Думенко). Постоянными членами "синода" ПЦУ были объявлены Филарет (Денисенко), Макарий (Малетич) и бывший митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий). "Киевский патриархат" и УАПЦ заявили о своем самороспуске.
История конфликта
Каноническое общение между Московским и Константинопольским патриархатами было разорвано 15 октября 2018 года по итогам заседания Священного синода Русской православной церкви в Минске. Русская церковь перестала поминать в молитве Константинопольского патриарха Варфоломея и приостановила совместное служение с подчиненными ему священниками. Это последовало за прозвучавшими на сентябрьском синаксисе (Архиерейском соборе) Константинопольской церкви словами Варфоломея о том, что решить проблему украинского раскола Фанар может самостоятельно.
Кроме того, синаксисом была отменена передача Москве земель Киевской митрополии в 1686 году и "в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского патриарха" восстановлены в священническом чине бывшие главы раскольничьих "Киевского патриархата" и "Украинской автокефальной православной церкви" Филарет (Денисенко) и Макарий (Малетич). Заявление синаксиса гласило, что это было сделано, потому что в расколе они оказались "не по догматическим причинам". Вслед за этим на Украину были назначены два экзарха Константинополя: архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский) из США и епископ Эдмонтонский Иларион (Рудник) из Канады. При этом обращение украинских депутатов о предоставлении автокефалии президент Украины Петр Порошенко передал патриарху Варфоломею еще в мае 2018 года.
Предоставление томоса ПЦУ
Томос — церковный указ, в котором фиксируется решение Священного синода Константинопольского патриархата о предоставлении независимости той или иной церкви (на церковном языке — автокефалии). Для новой церкви Украины томос был подписан 5 января Константинопольским патриархом Варфоломеем и на следующий день вручен главе ПЦУ Епифанию. Однако вскоре документ вернули обратно в Стамбул для получения подписей всех архиереев синода Константинопольского патриарха, которые были поставлены 9 января.
Опрошенные ТАСС эксперты отмечают, что говорить о независимости новой церковной структуры не вполне корректно. "В украинском переводе текста этого документа отмечается, что все "значительные вопросы" ПЦУ должна решать через Константинополь. Кроме того, она не может назначать епископов или создавать свои структуры за пределами Украины, а также не может самостоятельно производить миро для богослужений, в отличие от канонической Украинской православной церкви. Поэтому о какой автокефалии может идти речь?" — отметил специалист по истории церкви на Украине, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Владислав Петрушко.
В свою очередь, ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин подчеркнул, что главной целью создания "Православной церкви Украины" стало желание максимально разорвать отношения между Москвой и Киевом. "Как это ни парадоксально, националистов не волнует независимость ПЦУ. Для них главное — оторвать православие от Москвы, для Порошенко ПЦУ важна как декорация новой незалежности Украины, а для этого не нужна реальная независимость церкви, и ее чрезмерное усиление в обществе даже невыгодно", — рассказал эксперт.
Реакция РПЦ и поместных православных церквей
Русская православная церковь заявила, что решение Константинополя не обладает канонической силой. "Томос, который подписал патриарх Варфоломей, — это просто бумага, которая стала результатом политических амбиций. Он подписан в нарушение всех существующих канонов и поэтому не имеет никакой силы", — подчеркнул глава Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда.
С ним согласен и пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, который назвал создание автокефальной структуры на Украине "духовной капитуляцией" Фанара (район в Константинополе, где расположена резиденция Константинопольского патриарха). "Патриарх Варфоломей окончательно оторвал себя от мирового православия, вступив в раскол. Подписание томоса ничтожно с точки зрения канонов и трагично для Варфоломея и его сторонников, подписавших тем самым свою духовную капитуляцию", — сказал он.
Свою оценку действиям Константинополя дали и представители поместных православных церквей. "Произошедшее не будет способствовать миру на Украине. Наши верующие удивлены тем, что произошло, и мы будем молиться за единство православных христиан. Церковь должна нести примирение, а не быть источником напряженности", — отметил пресс-секретарь Православной церкви Чешских земель и Словакии (ПЦЧЗС) Милан Герка.
Озабоченность происходящим на Украине выразил и патриарх Сербской православной церкви Ириней. "Автокефалия — исключительно церковная институция, которая должна способствовать развитию и укреплению единства между поместными церквями. Иерархи Сербской церкви подчеркивают недопустимость попыток использования автокефалии в качестве политического инструмента. Если по логике этого мира автокефалия будет пониматься как элемент государственного суверенитета, национальной исключительности и обособления, тогда она не способствует единству и созиданию церкви, но провоцирует самовольство и самодовольство. И она становится, как ни парадоксально, хулой на Святого Духа", — говорится в обращении иерарха Сербской церкви.
В свою очередь, Польская православная церковь запретила своим священникам канонические контакты с представителями ПЦУ. "Лица, лишенные рукоположения, не могут быть лидерами в установлении мира в православной церкви Украины. Их действия вызывают еще большую путаницу и скандал. Только соблюдение догматических и канонических норм церкви и сохранение старых традиций защитят православие от сложных последствий на международном уровне", — подчеркивается в заявлении Архиерейского собора Польской церкви.
Перспектива диалога
Как отмечают эксперты, консенсус по вопросу Украины вряд ли достижим в ближайшее время.
"В ближайшем будущем разрыв с Константинополем сохранится, никто не пойдет на уступки — ни патриарх Варфоломей, ни патриарх Кирилл. Да и уступки для каждого из лидеров с большой вероятностью означают потерю Украины, чего ни одна сторона допустить не может. Однако надо сказать, что стратегически для РПЦ и для мирового православия отношения с Константинополем важны, а значит, есть возможность примирения. Условия для мира могут быть самые разные — например, ПЦУ остается под эгидой Фанара, но Константинополь при этом выступает в защиту канонической УПЦ от дискриминации", — сказал Роман Лункин.
Он высказал предположение, что реальный диалог представителей разных украинских церквей возможен только в том случае, если власти Украины откажутся от методов политического давления. "Реальный диалог между руководством церквей возможен, когда власть перестанет давить как на ПЦУ, так и на УПЦ. Межрелигиозный диалог, думаю, может быть налажен в рамках Всеукраинского совета церквей, где прежде были представлены как Московский, так Киевский патриархаты", — отметил Лункин.
Вместе с тем профессор ПСТГУ Владислав Петрушко напомнил, что Русская православная церковь ранее уже прерывала евхаристическое общение с Константинополем — в частности, в 1996 году, когда Фанар принял под свою юрисдикцию эстонские приходы, желавшие восстановления подчиненной Константинополю церковной структуры, несмотря на протесты Московского патриархата.
"Но в Эстонии все-таки очень незначительное православное присутствие по сравнению с Украиной. Фактически Русская церковь пошла на уступку и восстановила общение с Константинополем, закрыв глаза на возникновение параллельной структуры. Тем более что серьезных конфликтов удалось избежать на почве деления приходов, собственности и так далее. На Украине все гораздо более политизированно, и если в Эстонии удалось это преодолеть, и то не сразу, то, боюсь, проблема Украины может разделить очень надолго Москву и Константинополь", — добавил он.
Андрей Ермилов, Павел Скрыльников