В Нью-Йорке открылся единственный в США музей КГБ
В нем находится свыше 3,5 тыс. экспонатов, которые были собраны из разных стран мира
НЬЮ-ЙОРК, 24 января. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Первый и единственный в США музей КГБ открылся в Нью-Йорке. Посетителям представлены свыше 5 тыс. артефактов, в том числе 3,5 тыс. экспонатов - предметов, созданных в советские времена для работы сотрудников спецслужб. Об этом в разговоре с корреспондентом ТАСС рассказал во вторник куратор музея, историк Юлюс Урбайтис.
"В нашем частном музее находится свыше 3,5 тыс. экспонатов, которые мы собирали последние тридцать лет из самых разных стран мира - что-то покупали, какие-то вещи отдавали коллекционеры, а у кого-то они хранились, поскольку один из членов семьи был связан с работой спецслужб", - пояснил он. "Мы всегда подчеркиваем, что наш музей абсолютно аполитичен, нам хотелось представить эту часть нашей общей истории объективно, как она есть, поскольку всегда есть две правды и разные интерпретации событий, - отметил эксперт. - Но мы просто предоставляем жителям Нью-Йорка, гостям города, нашим посетителям возможность взглянуть на эти уникальные предметы, технику, создаваемую учеными и специалистами с конкретными целями, возможность прикоснуться к истории, а выводы они уже смогут делать сами - те, которые им покажутся более уместными".
Каждый экспонат, по словам куратора, совершенно уникальный. Чтобы изготовить отдельные из них, уходили годы, создавались специальные лаборатории, в секретных условиях работали целые коллективы ученых. Посетителям представлены "жучки" (записывающие устройства), способные пройти вместе с иглой либо вмонтированные в обычную тарелку, пепельницу, пуговицу или женский перстень. Это и фотографические аппараты, способные делать снимки на огромные расстояния, миниатюрные фотоаппараты, выполненные в виде сигаретной пачки или спрятанные в пряжке ремня. Только фототехники в музее представлено около 100 различных видов. Среди экспонатов есть передающие устройства, а также хитроумное оружие. Кроме предметов для шпионажа и разведки, в музее представлены агитационные плакаты, комуфляж, а также реальная мебель и форма сотрудников КГБ.
Передовые технологии разведки и успех музея
"Наши посетители иногда спрашивают: а сколько стоит тот или иной предмет? Дело в том, что рыночную оценку можно произвести только если экспонат выставляется на аукцион, и тогда цена таких артефактов может составлять десятки тысяч долларов, поскольку обычно подобная техника не списывалась, а сразу утилизировалась после завершения спецоперации, для которой она и была создана, - рассказывает Юлюс Урбайтис. - Иногда для изготовления одной уникальной вещи создавались целые конструкторские коллективы, ведь надо было придумать технологии, которые могут обмануть весь мир, и при этом их невозможно опознать". "Несмотря на то, что успешное существование такой отрасли требовало огромных вливаний, экономических ресурсов, она также двигала технический прогресс, - отмечает историк. - Десятки лет назад ученые создавали то, что вошло в нашу жизнь только недавно - мощные и одновременно миниатюрные фотоаппараты или диктофоны, спутниковая передача данных. Любая спецтехника всегда идет впереди гражданской на 20-25 лет, а к созданию такой были подключены самые передовые разработки и специалисты".
Несмотря на то, что музей открылся всего несколько дней назад, он уже пользуется огромным успехом у посетителей. "Обычная экскурсия рассчитана на полтора часа, однако большинство людей задерживается здесь на 3-4 часа, они задают вопросы, внимательно изучают экспонаты", - отметил куратор экспозиции. По его словам, музей уже посещали молодые люди, которые выбрали для себя работу в секретных организациях, а также бывшие работники спецслужб, в отставке. "Наверное, заходили и нынешние, - говорит Урбайтис, - но они не представляются и, конечно, ходят в гражданской одежде".
Музей продолжает вести и научную работу, исторические исследования. "Мы выпустили книгу о шпионских камерах, сейчас готовим новые материалы, касающиеся работы КГБ, которые пользуются спросом у наших посетителей", - говорит историк.