Росстандарт предлагает освободить россиян от обязанности следить за корректностью показателей счетчиков ЖКХ. Сейчас, считают в ведомстве, ситуация с приборами учета "вывернута наизнанку" и похожа на обязанность приносить на рынок свои весы. Эксперты добавляют, что на этой сфере наживаются мошенники, которые навязывают собственникам ненужные поверки. ТАСС — о том, как правильно следить за приборами и что делать, если вам звонят неизвестные и говорят, что вы пропустили сроки проверки счетчиков.
Что нужно проверять в работе приборов учета?
У всех счетчиков воды и электричества есть межповерочный интервал. Это период, в течение которого их показания считаются достоверными. Например, межповерочный интервал для счетчиков на холодную воду — шесть лет, а для счетчиков на горячую воду — четыре года, по данным ЦОК "Профессионал ЖКХ".
"По истечении срока собственник должен вызвать специалистов, которые проверят при помощи оборудования метрологические свойства счетчика, правильно ли работает: не крутится ли он быстрее или медленнее, — объясняет Сергей Бойков, эксперт ЦОК "Профессионал ЖКХ". — Сейчас, если вы будете искать такую организацию в Москве, найдете десятки вариантов. Выбирайте организацию, которая имеет государственную аккредитацию".
Еще раз в полгода сотрудники управляющей компании должны обходить собственников и проверять, соответствуют ли реальные показатели на счетчике тем, которые ежемесячно подает потребитель. Этот контроль — не ваша обязанность, а интерес организации.
Зачем освобождать потребителей от контроля за счетчиками?
Это позволит обезопасить людей от мошенников и навязанных ненужных поверок.
"В 2006 году в Москве массово ставили приборы учета воды, — рассказывает Олег Бирюков, руководитель ЦОК "Профессионал ЖКХ". — По законодательству тех лет поверка возлагалась не на собственника, а на управляющую компанию (УК). Подрядчик УК сам должен был обходить квартиры и проверять приборы. А через несколько лет ФАС отменил эту услугу как навязанную, и потребители стали сами отвечать за свои счетчики. В последние годы растет число случаев, когда людям навязывают ненужные поверки. Компании где-то берут базу с номерами телефонов жителей, звонят и сообщают, что подошел срок. Собственники забывают, когда проводилась поверка, и платят за услугу раз в два-три года, а не раз в четыре-шесть лет".
"Был случай, когда пожилые люди по три раза за год меняли приборы, — продолжает Сергей Бойков. — К ним приходили с такими "поверками" и убеждали, что надо делать замену".
Что делать, если мне звонят или пишут, что нужно провести поверку счетчиков?
У вас должен быть паспорт на приборы учета.
"Многие собственники выбрасывают его и не помнят, когда у них подходят сроки поверки. Паспорт на счетчики выдают при их установке, — говорит Олег Бирюков. — И стоит запоминать дату последней поверки. Если вы хотите восстановить эти сведения у себя, попросите их в МФЦ, вся информация по приборам хранится в базе".
И еще вы должны спросить у менеджера, который звонит и предлагает провести поверку, название его компании. Если собеседник представляется специалистом от вашей УК или МФЦ, уточните, делали ли организации обзвон жильцов.
Обязан ли я ставить приборы учета?
"Да, вы обязаны ставить приборы учета света и воды согласно ФЗ-261 "Об энергосбережении", — объясняет Сергей Бойков. — Если вы не установили счетчики, то начисления производятся по нормативам с повышенным коэффициентом. На примере Москвы: если норматив по горячей воде — 4,7 кубов, то повышенный коэффициент — 2, а значит, вам придется заплатить за 9,4 кубов воды".
Но вы не обязаны ставить счетчики отопления, потому что это технически сложно сделать в большинстве домов старого фонда.
А если я не проведу поверку в нужные сроки? Это вообще заметят?
Да, заметят, ведь данные о поверках ваших приборов, как было сказано выше, есть в МФЦ.
Если вы не проведете поверку, то показания счетчиков не будут учитываться при выставлении счета за потребление, вы будете оплачивать по нормативам, что в большинстве случаев выходит дороже.
Анастасия Степанова