1 СЕН, 00:01

Сегодня вступает в силу новый федеральный закон "Об образовании в РФ"

Споры и волнения, связанные с документом, не утихают до сих пор

МОСКВА, 1 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Кристина Сулима/. В России вступает в силу новый федеральный закон "Об образовании в РФ". Как ранее отметил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, он знаменует собой "принципиально новый этап развития в этой сфере".

Документ, который пришел на смену двум устаревшим законам - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1992 и 1996 годов соответственно, - разрабатывался несколько лет. Впервые он был вынесен на общественное обсуждение в мае 2010 года при бывшем министре образования и науки Андрее Фурсенко и вызвал широкий общественный резонанс. За два с половиной года в комитет Госдумы с поправками обратились 600 тыс граждан. Законопроект претерпел изменения, однако, при Фурсенко, который занимал свой пост в общей сложности более восьми лет, так и не был принят. Приемка закона была проведена уже при нынешнем министре образования Дмитрии Ливанове. Новый глава ведомства смог осуществить принятие окончательной версии, находясь на своей должности чуть более полугода.

Дмитрий Ливанов и Госдума

Однако, "стремительное проведение реформы" не прошло бесследно. Так, новоиспеченный министр настроил против себя представителей главных политических партий страны. 9 апреля 2013 года КПРФ официально потребовала от президента Владимира Путина отставки руководства Минобрнауки.

"В Госдуме господин Ливанов отстаивал правительственный закон "Об образовании", который во многих отношениях ухудшает положение педагогов, детей и студентов", - подчеркивалось в обращении. Чуть позже, 22 апреля, лидеры КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" направили уже совместное обращение президенту РФ с просьбой отправить Ливанова в отставку.

"Представители фракций Госдумы дали негативную оценку деятельности Минобрнауки за отчетный период", - констатировали тогда политики.

В свою очередь, сам глава ведомства, не раз заявлял в СМИ о том, что система образования давно нуждается в переменах, а реализация реформ в этой сфере является болезненной, "поскольку требует честности в оценке качества, к чему в России не привыкли".

Споры и волнения, связанные с документом, не утихают до сих пор. В связи с этим, 27 августа спикер нижней палаты Сергей Нарышкин поручил председателю думского комитета по образованию Вячеславу Никонову следить за исполнением нового закона, организовав специальный мониторинг. В его задачи входят "тщательное обобщение информации, поступающей из регионов" и "своевременное реагирование на все возникающие риски".

Перемены и традиции

Новый закон "Об образовании" закрепляет следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее. Сохраняется один уровень профессионального образования: среднее профессиональное. Высшим образованием является бакалавриат, специалитет, магистратура. Аспирантура становится отдельным уровнем образования. МГУ имени Ломоносова и СПбГУ приобретают статус "ведущих классических университетов". Дошкольное и общее образование остается бесплатным, высшее образование - бесплатным на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В новом законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Определен высокий статус учителя, установлено, что его зарплата не может быть меньше средней по региону.

В школах России вводится единое требование к школьной одежде. Также зафиксировано право учащегося на получение индивидуального образовательного графика.

Закон изменяет и финансирование учебных заведений: теперь оно будет зависеть не от их статуса, а от набора и качества услуг.

Сегодня в России осуществляют свою деятельность около 100 тыс учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, в которых обучаются 28 млн человек. В системе образования работают 5,2 млн человек. Общая сумма расходов в этой сфере в 2013 году составила 3 трлн рублей.

Читать на tass.ru