Минобрнауки разместит в интернете пять моделей сочинений для выпускников школ
Итоговое сочинение должно проходить в формате устного экзамена, считает руководитель рабочей группы Майя Пильдес
МОСКВА, 4 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Виктория Еремина/. Министерство образования и науки РФ разместит в интернете для общественного обсуждения пять моделей написания итогового сочинения для выпускников школ, предложенные учителями. Об этом сообщили 4 февраля в пресс-службе министерства по итогам первого заседания рабочей группы по вопросам введения в выпускном классе итогового сочинения и учету его результатов при поступлении в вузы.
Обсудить будущий формат этого вида итогового учебного испытания собрались представители Минобрнауки России, региональных министерств, учителя, директора школ, преподаватели вузов.
По мнению руководителя рабочей группы и директор Гимназии №56 Санкт-Петербурга Майи Пильдес, итоговое сочинение должно проходить в формате устного экзамена. Таким образом, считает Пильдес, сочинение становится частью майской промежуточной аттестации в формате устного экзамена и выступает своего рода допуском к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. "Сначала выпускник готовит индивидуальный проект в форме сочинения, а затем защищает его перед специально созданной комиссией. После этого экзаменуемый отвечает в устной форме на проблемный вопрос по курсу русской литературы 9-11 класса и читает наизусть одно из программных произведений", - уточнила руководителя рабочей группы.
По ее мнению, такой подход позволит выявить личностную позицию школьника, уровень культуры его устной речи, кроме того, "он позволит преодолеть проблему бездумного заучивания клише на классические темы и банального списывания".
Совершенно иную модель представил учитель русского языка и литературы Центра образования "Пятьдесят седьмая школа" Сергей Волков. С его точки зрения, первый этап должен включать в себя внесение изменений в часть "С" обязательного ЕГЭ по русскому языку. "Вместо текста по предложенному отрывку на 150 слов выпускник пишет работу объемом не менее 450 слов по одной из 8-10 тем, которые включают в себя как темы по литературе, так темы общекультурного характера. Также необходимо перераспределение заданий частей "А" и "B", поскольку часть вопросов можно перенести в рамки Государственной итоговой аттестации, которая проходит после 9-го класса. Лингвистическая составляющая программы по русскому языку фактически заканчивается в 9 классе, основную теорию можно спросить там", - считает Волков.
Свою идею озвучила и заместитель главы Минобрнауки Наталья Третьяк. По ее мнению, сочинение должно стать одной из форм итоговой аттестации в школе. При этом выборка не должна ограничиваться только литературной составляющей, для чего будет сформирован общий банк тем. Также Третьяк предложила централизованно утвердить критерии оценки итогового сочинения, а при поступлении в вуз учитывать оценку за сочинение вместе с содержанием портфолио абитуриента.
По итогам обсуждения члены рабочей группы решили выложить пять предложенных моделей в интернет для обсуждения профессиональным сообществом.