Эксперт: России необходимо монетизировать свой потенциал в секвестрации углеродов
Спецпредставитель Минобрнауки по вопросам биологической и экологической безопасности Николай Дурманов заявил, что в ближайшие 7-8 лет, по оценкам экспертов, подобный бизнес может стать более выгодным, чем нефтяной
МОСКВА, 23 сентября. /ТАСС/. Россия обладает всеми необходимыми ресурсами для коммерциализации потенциала территорий страны в улавливании и хранении углеводорода, который будет играть ведущую роль при потенциальном введении национальных квот на эмиссию парниковых газов. Такое мнение высказал ТАСС специальный представитель Минобрнауки РФ по вопросам биологической и экологической безопасности, научный руководитель проекта "Карбон" Николай Дурманов.
Во вторник в Калужской области состоялась презентация проекта "Карбон" - первого реализуемого в России карбонового полигона - участка, на котором проводятся исследования по созданию технологий мониторинга и анализа способности территорий улавливать и хранить углерод из атмосферы. Глава министерства науки и высшего образования Валерий Фальков в ходе научного семинара заявил, что в РФ есть планы по созданию аналогичных карбоновых полигонов по всей территории страны.
"Неотвратимо сейчас в системе карбоновой торговли, декарбонизации, появятся экоденьги, квоты, офсеты, единицы, ваучеры, кредиты, у них даже названия еще нет, которые будут исчисляться тоннами CO2, поглощенными тем или иным способом или вытащенным из атмосферы. Смотрим на территорию нашей страны - 11 млн кв. км лесов, огромное количество полей. Так давайте этим займемся, тем более этим начали заниматься все: это секвестрационный бизнес, карбоновые фермы" - сказал Дурманов.
При этом, как подчеркнул в свою очередь Дурманов, по оценкам экспертов, в ближайшие 7-8 лет подобный бизнес может стать более выгодным, чем нефтяной.
"Перед нами не просто замена тому, на чей счет мы сейчас должны беспокоиться - традиционным продуктам экспорта, который никуда не денется, от нашей нефти и газа просто взять и отказаться - никто не откажется. Перед нами другая грань: это не или-или, это и-и", - пояснил эксперт.
Научный руководитель проекта рассказал, что порядка 10 тыс. лет назад содержание углерода в почве вдвое превышало нынешние показатели.
"За 10 тыс. лет человечество вывело половину углерода из почвы. Вывело - и что с ним стало? Он делся туда [в атмосферу], а теперь мы плачем: как жарко, тайфуны, циклоны, глобальное потепление, тают ледники, куда нам деться. Поэтому карбоновые полигоны - это место, где мы измеряем, как наши природные сообщества накапливают углерод, а задача у нас очень простая: если мы это выясним, то мы можем понять, а что может потом сделать карбоновая ферма, что будет производить эти самые кредиты, квоты", - отметил ученый.
В поисках карбонового кредита
Дурманов также подчеркнул, что основные экономики мира уже наметили план "зеленой трансформации", то есть перехода на низкоуглеродные и низкоэмиссионные технологии в самых разных отраслях, начиная от электрогенерации, заканчивая производством продуктов питания.
"Это значит, что зеленый тренд, вот эта декарбонизация неотвратима, он уже идет. Более того, он неотвратим еще и потому, что в него много вложено денег, вот эти позиции зеленой трансформации они фигурируют в программах многих ведущих партий, в США, в Европе", - пояснил собеседник ТАСС.
По оценкам эксперта, Россия может получить колоссальные доходы от продажи так называемых карбоновых кредитов. "Если будет введено жесткое регулирование углеродного баланса, скорее всего, оно будет введено в ближайшее время, потом пройдет время, которое дадут странам на приведение своего законодательства в соответствие, а потом начнутся очень жесткие санкции против тех, кто жжет больше углерода, чем положено по определенным национальным квотам. И в этот момент все начнут искать: а кто может продать карбоновый кредит", - продолжил Дурманов.
По его словам, у РФ уже есть потенциальные покупатели таких кредитов. "И у нас есть клиенты, это те, у кого никогда не будет много кредитов: страны, где мало лесов или леса не секвестрируют, страны, где нет свободной земли. Как секвестрация в Бангладеш? Вот мы секвестраторы: мы и Канада", - сказал эксперт, уточнив, что речь идет в основном о странах Юго-Восточной Азии.
При этом он подчеркнул, что коммерциализация таких квот, безусловно, потребует усилий со стороны владельцев и землепользователей. "Но это не значит классический вариант: что мы сидим на печи, а в это время в лесу деревья зарабатывают нам деньги. Карбоновая ферма - это вложения, это труд, это специальные плантации, уход, борьба с вредителями, болезнями, пожарами. Это что-то среднее между лесным хозяйством и сельским хозяйством", - пояснил эксперт.
"В Америке сейчас огромное количество фермеров зарабатывают тем, что меняют свои технологии, перестают пахать, сажают специальные растения с большими корнями, и потом в конце года получают деньги, которые никогда бы не получили за зерно, за картошку, за мясо", - заключил Дурманов.
Один из приоритетов Стратегии научно-технологического развития
Снижение антропогенного (человеческого) воздействия на окружающую среду является одним из ключевых приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. В России ведется разработка соответствующего законодательства после того, как она присоединилась к Парижскому климатическому соглашению осенью 2019 года. Правительство РФ утвердило национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата до 2022 года.
Создание эффективных систем экологического контроля с применением передовых технологий, в том числе систем дистанционного контроля эмиссии парниковых газов и других значимых для изменения климата параметров измерения углеродного баланса, призвано стать частью комплекса мер, направленных на исполнение российских международных обязательств в вопросах углеродного регулирования, и на защиту российских товаропроизводителей на фоне введения в 2019 году Европейским Союзом трансграничного налога на товары с высоким углеродным следом.
В новость были внесены изменения (11:43 мск) - уточняется спикер в третьем абзаце.