Легкий танк тяжелого периода ВОВ: о сложностях производства Т-70 на автомобильном заводе
Алексей Исаев — о программе легких танков Красной армии в начале Великой Отечественной войны на примере "семидесятки"
80 лет назад, 6 марта 1942 года, вышло постановление Государственного комитета обороны (ГКО) №1394cc "Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Hаркомсредмаша". Оно также говорило о принятии на вооружение Красной армии этой боевой машины, спроектированной и изготовленной на предприятии в Горьком (ныне Нижний Новгород). Далее указывались характеристики нового танка и планируемые темпы производства.
Буквально через несколько дней, 9 марта, последовало постановление ГКО №1417сс "Об организации производства танков Т-70 на заводах №37 и 38 Наркомтанкопрома". Тем самым количество привлекаемых к производству новой машины предприятий увеличивалось до трех. В итоге Т-70 в 1942–1943 годах был выпущен весьма внушительной для того времени серией в 8 226 машин.
Кардинальная переделка
По существу, постановление ГКО от 6 марта 1942 года исправляло некоторые поспешные и недостаточно продуманные решения первых месяцев войны. В июле 1941 года была запущена масштабная программа выпуска легких танков Т-60, которые тогда существовали лишь на чертежах. Предполагалось в течение нескольких месяцев выпустить 10 тыс. таких машин на предприятиях, ранее не связанных с танкостроением, — на автомобильных и тракторных заводах. Вполне ожидаемо, что столь амбициозную программу реализовать не удалось как по объективным причинам (например, потеря завода в Харькове в октябре 1941 года), так и по субъективным (есть данные, что Харьковский тракторный завод продвигал свой вариант мобилизационной машины — ХТЗ-16 — и саботировал программу Т-60).
К тому же получившиеся танки обладали невысокой проходимостью по снегу, что особенно ярко проявилось зимой 1941/42 года. Серьезные проблемы с защитой и вооружением стали очевидны еще раньше. Так, в октябре первого военного года на одном из заседаний по улучшению качества танков в Наркомате танковой промышленности указывалось, что Т-60 поражаются основными 37-миллиметровыми противотанковыми пушками противника на дальностях до 600 м, а в борт — даже легкими противотанковыми ружьями вермахта. Не менее остро стояла проблема вооружения этих боевых машин: авиационная 20-миллиметровая пушка ШВАК предполагала весьма деликатное обращение. В условиях эксплуатации на танках она регулярно заклинивала, оставляя экипаж в борьбе с противником лишь с пулеметом. Хотя то была только половина проблемы — 20-миллиметровая пушка была практически бесполезна против немецких танков.
Именно по этим двум направлениям — бронирование и вооружение — развернулись работы по модернизации Т-60. Для легкой боевой машины лучше всего подходила 45-миллиметровая танковая пушка, поступившая в Красную армию в 1930-е годы и производившаяся до войны большой серией. Она была достаточно легкой для установки на небольшую машину и обладала удовлетворительной бронепробиваемостью. Вооружение для нового легкого танка разрабатывалось в двух вариантах в части его установки на двух заводах: артиллерийском заводе №92 (пытались реализовать схему "минимум изменений исходного Т-60", но пришлось отказаться — к февралю не были готовы) и Горьковском автозаводе. Начатые в конце 1941 года работы по кардинальной переделке танка возглавил конструктор Николай Астров — один из "отцов" танка Т-60.
Бронирование также было существенно усилено, и в итоге новый образец оказался куда тяжелее своего предшественника: ГАЗ-70 весил 9 т против 6 т Т-60. Автомобильный двигатель Т-60 не мог справиться с весом танка, но в итоге выход был найден — установили спарку из двух двигателей. Агрегат получил наименование ГАЗ-203. Коробку передач для него взяли от грузовика ЗИС-5. Решение вполне логичное, в мировом танкостроении имелся даже прецедент установки в американские танки "Шерман" пяти автомобильных двигателей в одном блоке.
Машина получила внутренний индекс ГАЗ-70. Опытный образец был готов к 14 февраля 1942 года. По итогам испытаний сделали вывод, что "тактические возможности танка Т-70 значительно превосходят таковые танка Т-60". "Семидесятка" уверенно держала выстрел немецкой 37-миллиметровой противотанковой пушки, по крайней мере, в лобовой проекции; увеличивалась проходимость по снежной целине. Танк был рекомендован к принятию на вооружение.
Проблемы производства и итоги со знаком "плюс"
Начало производства Т-70 столкнулось с целым рядом сложностей — от нехватки броневого листа нужной толщины до срыва поставок двигателей и коробок передач. Так, в апреле 1942 года вместо 170 машин по плану было сдано только 50 танков. Более ритмичное производство удалось начать только в начале лета.
Запущенные в массовую серию танки Т-70 участвовали в Сталинградской битве, в общем зимнем контрнаступлении, в боях под Харьковом, Курской битве и многих других. Конечно, они были слабее средних Т-34 и тяжелых КВ, но боевая ценность "семидесяток" была все же существенно выше торопливо запущенных в серию Т-60. Также нельзя не отметить, что легкие танки в то время считались необходимой частью системы вооружения во всем мире. Например, в США производились массовой серией и активно использовались на всех театрах военных действий такие танки, как М3 и М5 "Стюарт", а позднее М24 "Чаффи" с недалеко ушедшими от Т-70 боевыми характеристиками.
Думаю, имел место и материальный аспект. В массовой серии (весной 1943 года) танк Т-70 без вооружения и оптики стоил порядка 61–64 тыс. рублей, вооружение и оптика добавляли к его цене еще 7,7 тыс. рублей. Для сравнения, Т-34 разных заводов стоил в тот же период 135–171 тыс. рублей.
Иногда семейство Т-60 и Т-70 называют мобилизационными танками, но это определение не вполне верно. В условиях войны гражданская промышленность привлекалась к военному производству, но обычно в соответствии с ее возможностями, каковыми автомобильный завод располагал в меньшей степени. Для танкостроения задействовались, как правило, судостроительные и вагоностроительные предприятия. Так, в СССР достаточно успешным мобилизационным проектом стало привлечение к производству танков Т-34 тракторных заводов, судостроительного "Красное Сормово" и "Уралвагонзавода". Согласно документам осени 1941 года, на Горьковском автозаводе (ГАЗ), ставшем в итоге флагманом производства легких танков Т-60 и Т-70, выпуск боевых машин поначалу шел с трудом, полукустарными методами. При этом ГАЗ уже имел мобилизационные задания, в частности по производству боеприпасов. Показательно и то, что из трех привлекавшихся к производству Т-70 предприятий завод №37 после выпуска десяти Т-70 был переориентирован на программу по выпуску Т-34. Соответственно, не все решения той непростой поры были оптимальными и не все заслуживают однозначной положительной оценки.
Впрочем, нельзя не отметить, что хоть в ретроспективе решение нагрузить автомобильный завод легкими танками было не лучшим, но оно все же привело к созданию Т-70. А совместная история "шестидесятки" и "семидесятки" в итоге имела еще более определенный позитивный эффект — появление к 1943 году "на шасси" Т-70 полноценной самоходной артиллерийской установки СУ-76, которую производили на тех же заводах. Наряду с Т-34 самоходки СУ-76 широко использовались в конце войны и стали "визитной карточкой" Красной армии.