31 АВГ, 14:30

Исторический "ящик Пандоры". Почему французское общество обсуждает визит Макрона в Алжир

ГОРОХОВ Дмитрий
Руководитель представительства ТАСС во Франции

Дмитрий Горохов — об итогах и спорах вокруг трехдневного визита лидера Франции в Северную Африку

Решение президента Франции Эмманюэля Макрона в ходе визита в Алжир на минувшей неделе учредить вместе с алжирским коллегой Абдельмаджидом Теббуном совместную Комиссию историков для беспристрастного изучения наиболее тяжелых страниц общего прошлого вызвала неоднозначную реакцию французского общества. Комиссия (в составе пяти-шести исследователей с каждой стороны) будет готова приступить к работе уже в сентябре, но член Французской академии, писатель и историк Жан-Мари Руар считает решение поспешным.

По словам академика, выступившего на дискуссионной платформе FigaroVox, он бы не удивился, если бы на рассекречивании архивов эпохи от начала французской колонизации (1830) до конца войны за независимость Алжира (1962) сейчас настаивала левая оппозиция. "Но не откроет ли инициатива президента республики ящик Пандоры?" — опасается исследователь.

Макрон, констатировал он, далеко не первый глава страны, которому приходится сталкиваться с драматическими страницами прошлого Франции, пережившей и революции, и гражданские войны. Бонапарт, придя к власти в жестокую эпоху, в том числе геноцида в Вандее, старался предать забвению расколы прошлого. И это не было исключением: Генрих IV задолго до Наполеона обязался врачевать раны, нанесенные религиозными войнами, а генерал де Голль после освобождения не любил говорить о временах оккупации.

Академик не уверен в заинтересованности Франции и Алжира в раскопках забытых ныне захоронений. Ключ к пониманию истории, убежден он, лишь один: это контекст, который важен не для оправдания событий, а для понимания их мотивов. Момент для вовлечения соотечественников в "психологическую драму иллюзорной исторической правды" он считает не самым подходящим. Французы, указывает исследователь, сталкиваются с множеством проблем. "Надо ли, ко всему прочему, заставлять их сейчас посетить музей ужасов истории"? — сомневается Руар.

Не покаяние, а признание

Во время восьмилетней войны в Алжире (1954–1962) погибли около четверти миллиона алжирцев и более 25 тыс. французских солдат. По словам самого Макрона, Франции в "мемориальном вопросе" предлагают "сделать выбор между гордостью и покаянием", который он считает ошибочным. "Я же выступаю за правду и признание, иначе мы никогда не продвинемся вперед", — объясняет он свой выбор. Позицию главы государства критикуют на правом фланге политики. Вице-спикер нижней палаты парламента, депутат "Национального объединения" Себастьен Шеню еще в преддверии визита заявлял, что президент отправляется в Алжир "вставать на колени".

Теперь этот политик утверждает, что в итоге поездки французские власти "еще шире распахнули дверь для иммиграции из Алжира". Он критиковал президента за посещение Орана, где во время прогулки по городу высокий французский гость был встречен враждебным возгласами части горожан, если судить по репортажу на сайте financialafrik.com. Издание считает, что президент был вынужден сократить пребывание в Оране из-за враждебных возгласов. Макрон тем не менее сохранял улыбку на лице и даже сказал "мерси" разгоряченным горожанам. "Это недопустимо, президент должен защищать не только интересы Франции, но и ее образ", — заявил Шеню.

Энергетические ставки Парижа

Глава государства, однако, вернулся на родину не с пустыми руками. Помимо совместной декларации, провозгласившей необратимость позитивной динамики франко-алжирских отношений, он, по сведениям радиостанции Europe 1, заручился в Алжире обещанием увеличить на 50% поставки газа во Францию. "Любовь и газ", — заметил обозреватель левой газеты l'Humanité Баррансе. Общаясь с журналистами в Алжире, Макрон заявлял, что Франции алжирский газ не нужен (на его долю во французском газоснабжении приходится 8–9%). Согласно заверениям президента, в Париже, таким образом, отнюдь не собираются конкурировать с Италией за поставки из Алжира.

Аналитики высказывают в этом сомнение. "Даже если в Елисейском дворце это отрицают, вояж — часть усилий по диверсификации импорта энергоносителей со времени начала конфликта на Украине", — считает Баррансе. Это подтверждает информация французской деловой газеты Les Echos. Едва французский лидер вернулся на родину. как начались переговоры между французской Engie и алжирской государственной нефтегазовой компанией Sonatrach о повышении доли алжирского газа в энергобалансе Франции. Речь на переговорах идет о среднесрочных и долгосрочных контрактах и не касается предстоящей зимы.

Итоги дискуссий в "Эль-Мурадия"

Партнерство с Алжиром, по мнению аналитиков, также стратегически важно для курса Франции в зоне Сахеля после вывода ее контингента из Мали. Как отмечают алжирские представители, лидеры условились о совместных действиях в областях, выходящих за пределы двусторонних отношений, и сближение позволит "пойти очень далеко".

По итогам переговоров в президентском дворце "Эль-Мурадия" было решено учредить Высший совет сотрудничества на уровне глав государств для улучшения политической координации. Алжирский президент особо выделил тот факт, что впервые с момента обретения страной независимости стороны провели совещание по вопросам безопасности с участием начальников генеральных штабов и руководителей спецслужб двух стран.

Подписание совместной декларации о "возобновленном, конкретном и масштабном партнерстве" было лишь в последний момент добавлено в программу визита Макрона. Как подчеркнул французский лидер, речь идет о новом партнерстве "ради молодежи и с ее участием". Двусторонние отношения в последнее время осложнялись визовыми спорами. Посчитав, что Алжир не склонен к репатриации соотечественников, выдворенных из Франции, Париж минувшей осенью решил уменьшить вдвое количество виз, выдаваемых алжирцам.

8 тыс. студентов

По итогам визита объявлено о расширении в этом году на 8 тыс. человек квоты для алжирских студентов во французских университетах, где сейчас обучаются около 30 тыс. алжирцев. Франция готова смягчить визовые процедуры для семей с двойным гражданством, а также артистов, спортсменов, предпринимателей и политиков в обмен на обещание алжирской стороны бороться с нелегальной миграцией.

По данным Хассена Хелифати, возглавляющего альянс алжирских страховых компаний, на долю Франции приходится ныне около 10% алжирского рынка, тогда как на долю Китая — 16%. В Алжире представлено менее 400 французских предприятий, большинство из которых работают в торговой сфере и лишь немногие — в производстве товаров и услуг.

После первого визита Макрона в Алжир, состоявшегося в декабре 2017 года, не все обещания сторон были выполнены по разным причинам, напоминают экономические аналитики. Из 11 соглашений, заключенных в рамках Межминистерского комитета высокого уровня, к настоящему времени удалось полностью реализовать только одно. Помешали в том числе ограничения, связанные с пандемией коронавируса. Удастся ли сторонам вести на этот раз более быстрыми темпами работу над домашними заданиями?

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги